ПЕРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИИ, вторичные, местные функции, - ладовые функции, «противоречащие основной ладовой установке» (Ю. Н. Тюлин). В процессе развития муз. произв. тоны лада (в т. ч. и осн. тоны аккордов) вступают в многообразные и сложные отношения друг с другом и с общим тональным центром. При этом всякое квартово-квинтовое соотношение тонов, удалённых от центра, порождает местную ладовую ячейку, где связи тонов имитируют тонико-доминантовые (или тонико-субдоминантовые) связи осн. ладовой ячейки. Оставаясь подчинённым общему тональному центру, каждый из тонов может временно принимать на себя функцию местной тоники, а лежащий квинтой выше его - соответственно доминанты. Возникает цепочка побочных ладовых ячеек, в которых реализуются противоречащие осн. ладовой установке тяготения. Элементы этих ячеек выполняют П. ф. Так, в C-dur тон с имеет осн. устойчивую ладовую функцию (прима тоники), но в процессе гармонич. смен может стать и местной (переменной) субдоминантой (для тоники g), и местной доминантой (для переменной тоники f). Возникновение местной функции аккорда способно оказать влияние на его мелодич. фигурацию. Общий принцип П. ф.: Все местные опоры (на схеме - Т) Ю. Н. Тюлин называет побочными тониками; тяготеющие к ним П. ф. (на схеме - D) - соответственно побочными доминантами, распространяя это понятие и на диатонич. аккорды. Неустойчивые П. ф. могут быть не только доминантовыми, но и субдоминантовыми. В результате все тоны диатонич. квинтового ряда образуют полные (S - T - D) ладовые ячейки, кроме краевых тонов (в C-dur f и h), т. к. уменьшенно-квинтовое соотношение лишь при некоторых условиях уподобляется чисто-квинтовому. Полную схему основных и П. ф. см. вверху колонки 241. Помимо названных гармонич. П. ф., тем же способом образуется и мелодич. П. ф. При диатонич. вводных тонах усложнение и обогащение происходит за счёт перемены значения тонов, прилегающих к данному сверху и снизу: (напр., звук III ст. может стать вводным тоном ко II или IV). При альтерационных вводных тонах в систему главной тональности вносятся характерные элементы родственных тональностей: Теория П. ф. расширяет и углубляет представление о связях аккордов и тональностей. В след. отрывке: И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», том I, прелюдия es-moll. кульминационная неаполитанская гармония на основе переменности функций выполняет также местную функцию тоники Fes-dur. Это делает возможным привлечение в es-moll отсутствующего в данной тональности мелодич. хода ces-heses-ases-moll должно быть ces-b-as). Побочная доминанта (ко II ст.) a-cis-e(-g) в C-dur с позиций теории П. ф. оказывается альтерационно-хроматич. вариантом чисто-диатонич. побочной доминанты (к той же ступени) а-с-е. Как переменно-функциональное усиление многоплановости гармонич. структуры трактуется происхождение полифункцио- нальности, полигармонии и политональности. Истоки теории П. ф. восходят к 18 в. Ещё Ж. Ф. Рамо выдвинул идею «имитации каденции». Так, в типичном секвентном последовании VI - II - V - I первый двучлен, по Рамо, «имитирует» оборот V - I, т. е. каденцию. В последующее время Г. Шенкер предложил термин «тоникализация» нетонического аккорда, обозначив им тенденцию каждой из ступеней лада к превращению в тонику. М. Гауптман (а за ним и X. Риман) в анализе гармонич. каденции T - S - D - T усматривал стремление начальной T становиться доминантой для S. Невнимание Римана к функциональным процессам на ладовой периферии - существ. упущение функциональной теории, которое и вызвало необходимость теории П. ф. Эта теория была разработана Ю. Н. Тюлиным (1937). Аналогич. идеи высказывал и И. В. Способин (различение «центральных» и «местных» функций). Теория П. ф. Тюлина отражает психологич. особенности восприятия: «Оценка воспринимаемых явлений, в частности аккордов, все время изменяется в зависимости от создающегося контекста». В процессе развития постоянно происходит переоценка предыдущего по отношению к настоящему.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ПЕ..

МАКЕДОНСКАЯ МУЗЫКА

МАЛАВИЙСКАЯ МУЗЫКА

МЕЛЬЦЕР-ЩАВИНЬСКИЙ

МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА

МИКСОЛИДИЙСКИЙ ЛАД

МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР

МОНГОЛЬСКАЯ МУЗЫКА

МОРАВСКИЙ-ДОМБРОВА

МУЗЫКА И РЕВОЛЮЦИЯ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ

МУРАТАЛЫ КУРЕНКЕЕВ

НАХИЧЕВАНСКАЯ АССР

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР

НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

НИГЕРИЙСКАЯ МУЗЫКА

ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД

ПАВЛОВСКАЯ-БОРОВИК

ПАНТОФЕЛЬ-НЕЧЕЦКАЯ

ПОБОЧНЫЕ ДОМИНАНТЫ

ПРИДВОРНЫЙ ОРКЕСТР

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

ПРОХОРОВА-МАУРЕЛЛИ

САЛИМАН-ВЛАДИМИРОВ

САНТА-КРУС УИЛЬСОН

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ

ТАИЛАНДСКАЯ МУЗЫКА

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТИХОН МАКАРЬЕВСКИЙ

ТРИДЕНТСКИЙ КОДЕКС

ТРОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ

ТУРКМЕНСКАЯ МУЗЫКА

УГАНДИЙСКАЯ МУЗЫКА

УРУГВАЙСКАЯ МУЗЫКА

ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА

ХОРАЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ

ЦЕРКОВНЫЙ ЗВУКОРЯД

ШВЕЙЦАРСКАЯ МУЗЫКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>