ПЕСНЯ - наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П. фольклоризируются. П. различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В некоторых странах термин «П.» (нем. Lied, франц. chanson, англ. song) применяется и к романсу. Тексты П. обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В рус. песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные т. о. стихотворения чаще всего становились популярными П., народными или авторскими (А. С. Пушкин - «Зимняя дорога», А. А. Дельвиг - «Соловей, мой соловей», Я. П. Полонский - «Песня цыганки», Н. А. Некрасов - «Ой, полна, полна коробушка…» и др.). П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отд. поэтич. образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке - и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном - припевом). Внутр. расчленение муз. строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической (см. 1-й пример на полосе 265). Истоки жанра П. уходят в глубокую древность. В ан-тич. искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства П. Одногол. П. трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтич. и муз. строфы, единство рифмы и ме-лодич. каденции (см. 2-й пример на полосе 265). К одногол. песенным жанрам относятся также итал. лауды, испан. кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одногол. формам песни приходят П. с сопровождением одного или неск. инструментов. Во Франции 16 в. термин «П.» (chanson) стал применяться и к полифонич. вок. произв., иногда программно-изобразит. характера («Битва» Жанекена). М. Яковлев. «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина). В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многогол. П.: итал. фроттолы, вилланеллы и т. п. песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итал. канцонеттах кон. 16-17 вв., оказавших большое влияние на творчество нем., франц. и английский композиторов. К песенным жанрам 15-16 вв. Рембо де Вакейра. Эетампида. относятся разл. религ. и воен. П.: гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы, и т. д. Во 2-й пол. 18 в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная П.-романс с сопровождением струн. клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере 18 в. и в др. муз.-театр. жанрах. В период Великой франц. революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору П. «Марсельеза» и «Ca ирб» («Зa ira») сохранили значение в качестве художеств. символов освободит. борьбы народа. В 19 в. в связи с общим расцветом лирич. форм искусства, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно П. (часто в нар. духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (напр., «Не искушай» Глинки), а П. - некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии П., к-рая порой может даже исполняться с др. текстом (при условии сохранения строфич. строения и размера). Немаловажное значение имеют и др. жанровые признаки. Романс связан гл. обр. с лирич. сферой чувств, понятие «П.» включает в 19-20 вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирич., драм. П. и др.). Промежуточные формы П.-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве русский композиторов 1-й пол. 19 в. - А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и др. Классики 19 в. - от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова - оставили сравнительно немного П. в точном значении слова, однако песенность как тип мелодич. мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к муз. наследию мн. заруб. композиторов 19 в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди. Параллельно с творчеством проф. композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, которые сами создавали (или подбирали из популярных П.) мелодии для своих П. и сами их исполняли (см. Шансонье). Их произв. часто отличались яркой публицистичностью. П. франц. поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции. В нач. 20 в. в ряде стран переживает подъём рабочая революц. П., лучшие образцы которой приобрели между-нар. значение («Интернационал»). Она послужила одним из истоков сов. массовой песни, впитавшей также и черты нар. П., крестьянской и городской, русской и украинской. Массовая П. стала одним из ведущих жанров в сов. муз. творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918-20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечеств. войны 1941-45. Она оказала большое влияние на др. жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие сов. П. получили распространение за рубежом. С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, франц.. композиторы, входившие в Нар. муз. федерацию). Большого развития в 20 в. достигла эстр. П., исполняемая солистами или вок.-инстр. ансамблями. В 60- 70-х гг. в ряде стран, в т. ч. в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль совр. П. (прежде всего - советской) ярко выявляется в междунар. движении за мир и социальный прогресс.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ПЕ..

ПАРИЖ

ПАРЛО

ПАРРА

ПАСТА

ПАТЕТ

ПАТТИ

ПАУЗА

ПАУЛС

ПАУЭР

ПЕЙКО

ПЕКИН

ПЕЛОГ

ПЕНИЕ

ПЕПЕН

ПЕПУШ

ПЕРЕС

ПЕРЛЯ

ПЕРМЬ

ПЕРРО

ПЕТРИ

ПИКОК

ПИНЦА

ПИРРО

ПИЩИК

ПЛИЕВ

ПОЛЕХ

ПОНСЕ

ПОПОВ

ПОССЕ

ПОШОН

ПОЭМА

ПРАГА

ПРАЙС

ПРАУТ

ПРЕСС

ПРИМА

ПТИЦА

ПУЖЕН

ПУЗЕЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>