ПИАФ (Piaf) Эдит (наст. имя и фам. - Эдит Джованна Гасьон, Gassion) (19 XII 1915, Париж - 11 X 1963, Пласкассье, близ г. Грас, Франция) - франц. эстрадная певица, актриса мюзик-холла, драм. театра и кино. Дочь исполнительницы эстр. песенок А. Майяр (псевд., наст. фам.- Лин Марса) и странствующего акробата Л. Гасьона, в выступлениях которого участвовала с 8-летнего возраста, исполняла вок. номера; это было началом первого, «уличного», этапа карьеры П., продолжавшегося до 1935. Затем выступала под псевдонимом П. в парижском кабаре «Жерни», в мюзик-холле, в цирке Медрано и на Зимнем велодроме. С 1936 записывалась на грампластинки и участвовала в передачах «Радио-сите». В том же году начала работать с поэтом Р. Ассо и комп. М. Монно, в сотрудничестве с которыми сложились осн. черты её репертуара 1940-х гг. Исполнявшиеся ею песни - лирич. автопортрет самой П.; его фон - простая, неск. сентиментальная мелодия, окрашенная в характерные тона парижского фольклора. Демократич. манера исп. оставалась доминирующей в творчестве П. Продолжая традиции эстр. певцов и певиц И. Жорж, М. Дамиа и М. Дюба, П. в гораздо большей степени, чем они, обращалась к горестям и радостям бедноты парижских предместий - подлинному герою песен П. Доступность искусства П., её одарённость и мастерство, экспрессия исполнит. манеры, богатый красками голос принесли П. огромную популярность. П. создала свой оригинальный артистич. стиль, во многом связанный со школой франц. драм. актёра. С 1938 П. снималась в кино (в 8 фильмах, среди которых - «Безымянная звезда», 1945, реж. М. Блистен, «Париж продолжает петь», 1951, реж. П. Монтазель, «Если бы о Версале поведали мне», 1953, реж. С. Гитри, «Френч-канкан», 1954, реж. Ж. Ренуар). «Песенный театр» П. объединил таких композиторов и поэтов, как Монно, М. Эмер, А. Конте. Музыка и тексты некоторых исполнявшихся П. песен принадлежат ей («Жизнь в розовом свете»). Среди певцов, получивших признание благодаря П., - Ш. Азнавур, Ж. Мустаки. В 1940 Ж. Кокто написал специально для П. пьесу «Равнодушный красавец» (пост. в «Буфф-Паризьен). С 1945 выступала с вок. ансамблем «Спутники песни». В последние годы творчества П. привлекали не столько острота сюжета, сколько глубина содержания песен. Её репертуар обогатился поэмами не ситуаций, а настроений и состояний; мелодич. рисунок новых песен требовал всё более сложного, порой изощрённого инстр. сопровождения. Творчество П. 2-й пол. 1950-х гг. - возвращение к простоте лирич. исповеди (песня с музыкой Дюмона «Нет, я не жалею ни о чём», 1956). С 1960, тяжело больная, П., неоднократно покидая сцену, возобновляла выступления, которые имели постоянный успех. П.- автор неск. книг, содержащих высказывания об особенностях искусства эстрады.
Соч.: Au bal la chance, P.- Gen., 1958 (рус. пер. - в кн.: На балу удачи…, М., 1965); Ma vie, P., [1964].

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ПИ..

НОТЫ

НЯГА

ОБЕР

ОБРИ

ОЛАХ

ОЛЕН

ОЛОФ

ОРИК

ОСЛО

ПАНН

ПАПП

ПАРЕ

ПАРЧ

ПАТЕ

ПАЭР

ПЕАН

ПЕЙН

ПЕРИ

ПЕТР

ПИПА

ПИРС

ПИСК

ПОЛО

ПОЛЬ

ПОНС

ПРАЧ

ПРЕЙ

ПУНИ

ПЭАН

ПЯРТ

ПЯТС

РААБ

РАБО

РАГА

РАЛЬ

РАММ

РАМО

РАПМ

РАФФ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>