PIANO (пибно, точнее пьяно, итал., букв. - тихо; сокращённое обозначение р) - одно из важнейших динамич. обозначений (см. Динамика). По смыслу составляет антипод к обозначению forte. Наряду с итал. термином «Р.» в странах нем. языка иногда применяется обозначение leise, в странах англ. языка - soft (сокр. so). В России в кон. 17 в. в том же значении использовался термин «тихо» (встречается в рукописях партесного пения). В многохорной музыке и в произведениях «концертирующего стиля» смысл Р. нередко приобретало обозначение echo (см. Эхо). Обозначения piano и forte ранее всего были использованы Дж. Габриели (1597). Производным от Р. является обозначение pianissimo (пианиссимо, точнее пьяниссимо, итал., от piu piano или piano piano, букв. - очень тихо, сокращённое обозначение - рр). Промежуточный между Р. и pianissimo динамич. оттенок - mezzopiano (меццопиано, точнее меццопьяно, итал., букв. - не слишком тихо). В 19 в. пользовалось распространением обозначение fortepiano (фортепиано, точнее фортепьяно, итал., сокращённо - fp), предписывающее исполнение данного звука (аккорда) forte с мгновенным переходом после него к звучанию Р. Позднее для обозначения мгновенного перехода от forte к Р. стали применять термин sforzando. Ещё в 18 в. термин «Р.» использовался и с такими уточняющими итал. определениями, как meno (мйно - менее), molto (мульто - очень), росо ( пуко - довольно), quasi (кубзи - почти) и др. В 19 в. композиторы стали прибегать и к обозначениям меньших, чем mezzoforte, степеней громкости - вплоть до рррррр (в пьесе «Осень» из фп. цикла «Времена года» П. И. Чайковского).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
PI..

ЮРЛОВ

ЮРЬЕВ

ЮРЬЯН

ЮТСОН

ЯКШИЧ

ЯМАДА

ЯНЧУК

ЯРКОВ

ЯРНАХ

ЯССЕР

ЯУШЕВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>