«ПЛЕЙЕЛЬ» (Pleyel) - одна из ведущих франц. фирм по производству муз. инструментов (ныне полное назв. - «Плейель, Вольф и Сиэ»). Основана композитором и пианистом И. Плейелем в 1807 в Париже. На протяжении 1 й пол. 19 в. фирмой руководили крупные музыканты: К. Плейель (сын основателя, определивший её специализацию - производство клавишных инструментов), Ф. Калькбреннер, А. и Г. Вольф. В начальный период ведущая роль в фирме «П.» принадлежала мастеру Анри Папу, создавшему первые образцы роялей «П.». Их характерная особенность - лёгкость и певучесть звука. На рояле «П.» играл в своем первом концерте в Париже Ф. Шопен. Позднее инструменты были усовершенствованы в соответствии с совр. требованиями (усилена громкость звука, в то же время сохранён характерный мягкий тембр). Фирма «П.» на протяжении 19 в. была инициатором ряда принципиальных конструктивных усовер- шенствований конц. рояля. В нач. 20 в. она начала выпуск клавесинов (первые образцы были изготовлены по заказу польской клавесинистки и пианистки В. Ландовской). Со 2-й пол. 20 в. «П.» производит также арфы, ударные инструменты. В 1838 фирма открыла в Париже специально построенный «Зал Плейель», где поныне проходят симф. и камерные концерты.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЛЕЙЕЛЬ (Pleyel) Игнац Иосиф (18 VI 1757, Руппертсталь, близ Вены - 14 XI 1831, близ Парижа) - основатель французской фабрики «Плейель», композитор, муз. издатель. По национальности австриец. Учился игре на фп. и скрипке у Я. Б. Ваньхаля, композиции - у Й. Гайдна в Вене (1772-77). Совершенствовался в Италии, общался с известными итал. певцами и композиторами, в т.ч. Д. Чимарозой, Дж. Паизиелло, Г. Пуньяни. С 1783 служил капельмейстером собора в Страсбурге. В 1791-92 дирижировал в Лондоне симф. оркестром муз. общества «Профессиональные концерты» (исполнял и собств. симфонии). Получили известность его произв., явившиеся откликом на революц. события во Франции, - «Гимн Свободе» («Hymne а la Libertй», на сл. Руже де Лилля, 1791), одна из тем которого сходна с началом финала 5-й симфонии Л. Бетховена, и программная симфония «Революция 10 августа [1792], или Аллегорический набат» (1793) - монументальное соч. для хора, оркестра и 7 колоколов (в нём использованы популярные франц. ре-волюц. песни). С 1795 П. жил в Париже, основал муз. издательство, затем фп. фабрику (1807; одна из лучших совр. франц. фирм), одноврем. писал музыку. Из-за коммерч. успеха постепенно отошёл от композиторского творчества. Произв. П., популярные в его время (гл. обр. инстр.), отличающиеся красотой мелодий, элегантностью, по стилю близки к соч. Й. Гайдна. Наиболее известны струн. квартеты (В. А. Моцарт дал высокую оценку квартетам П. ор. 2, посв. Гайдну). Написал инструктивное соч. о фп. игре (совм. с Я. Л. Дусиком).
Соч.: оперы - Фея Ургела (Die Fee Urgele, 1776, Вена), Ифигения в Авлиде (1785, Неаполь); балет-пантомима - Суд Париса (Le Jugement de Paris, совм. с Й. Гайдном и Э. Мегюлем, 1793, Париж); для орк. - 29 симфоний, 5 конц. симфоний, серенады; концерты (с орк.) - для фп., для скр., для альта, для влч.; камерно-инстр. ансамбли - дуэты, трио, 45 струн. квартетов, 6 квартетов с флейтой, струн. квинтеты, струн. секстеты, септет для струнных, 2 валторн и контрабаса; для фп. - 12 сонат и др. пьесы; песни. Лит. соч.: Nouvelle methode de pianoforte, contenant les principles du doigtй, P., 1797 (совм. с Dussek).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПЛЕЙЕЛЬ (Pleyel; урожд. Mок; Moke, Mooke) Мари Фелисите Дениз (известна также под именем Камилла) (4 VII 1811, Париж - 30 III 1875, Сен-Жостен-Нод, близ Брюсселя) - франц. пианистка и педагог. Жена Камилла П. (1788-1855), владельца фабрики фп. и издателя. Училась у Ж. Герца, И. Мошелеса и Ф. Калькбреннера, пользовалась советами З. Тальберга, Ф. Листа (играл с П. фп. дуэт Герца). В 1848-72 преподавала в Брюссельской консерватории. Одна из известных исполнительниц своего времени, П. с детских лет концертировала во мн. странах Европы (в России в кон. 1830-х гг.). Об её искусстве восторженно отзывались Л. Обер и Ф. Ж. Фетис. П. находилась в дружеских отношениях с Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом (посв. ей статьи), Ф. Листом, высоко ценившим её исполнит. талант (посв. ей свои фп. пьесы «Воспоминания о «Норме» Беллини», 1841; «Бравурная тарантелла», по тарантелле из оперы ?Немая из Портичи» Обера, 1846; его письма к П. опубликовал в 1936 Ж. Тьерсо), с Ф. Шопеном (посв. ей 3 ноктюрна ор. 9).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ПЛ..

ПЕЛИШЕК

ПЕНКЕЛЬ

ПЕППИНГ

ПЕРОТИН

ПЕРТИЛЕ

ПЕРХУЛИ

ПЕТРОВА

ПЕТУХОВ

ПИАНИЗМ

ПИАНИНО

ПИАНОЛА

ПИАСТРО

ПИККЕЛЬ

ПИККОЛО

ПИРАДОВ

ПИРУМОВ

ПИФАГОР

ПИФФЕРО

ПЛАНКЕТ

ПЛЕТНЁВ

ПЛЕЩЕЕВ

ПЛУТАРХ

ПОГОСЯН

ПОДОБЕН

ПОЗИТИВ

ПОЗИЦИЯ

ПОКРАСС

ПОЛЕНОВ

ПОЛЛИНИ

ПОЛОНЕЗ

ПОЛОТАЙ

ПОЛУТОН

ПОЛЯКИН

ПОЛЯКОВ

ПОЛЯНИЧ

ПОНСЕЛЬ

ПОПЕВКА

ПОПОВИЧ

ПОПУРРИ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>