ПОПОВ Валентин Николаевич [р. 21 IV (4 V) 1907, Верхняя Салда, ныне Свердловской обл.] - советский певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1939 окончил Уральскую консерваторию по классу пения у E. E. Егорова; в том же году дебютировал в партии Мефистофеля на сцене Пермского оперного театра. В 1940 солист Свердловского театра оперы и балета, в 1941-42 - Свердловского радио, в 1942-46 - Башкирского, в 1946-1948 - Горьковского, в 1948-70 - Пермского театров оперы и балета. Обладает сильным голосом тёплого тембра, отличной дикцией. Как исполнителю П. наиболее близки партии, насыщенные драматизмом, среди лучших - Борис Годунов, Мельник, Филипп II; Ременюк («Семён Котко»); др. партии - Кочубей, Кончак, Галицкий, Досифей, Сусанин; Сторожев («В бурю» Хренникова), Гермоген («Иван Болотников» Степанова; Гос. пр. СССР, 1951), Берсенев («Заря» Молчанова), Монтанелли («Овод» Спадавеккиа), Неизвестный («Маскарад» Толстого). С 1970 преподаватель Пермского муз.-педагогич. уч-ща No 2.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Валерий Сергеевич (р. 9 IX 1937, Ильинская Московской обл.) - сов. фаготист. Засл. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1964. Сын трубача С. П. Попова (р. 1914). В 1966 окончил Моск. консерваторию у Р. П. Терёхина, в 1969 - аспирантуру у него же. С 1962 солист Гос. симф. оркестра СССР. Выступает как солист и ансамблист. В репертуаре произв. рус., сов. и заруб. композиторов. П. посвящены и впервые им исполнены концерт для фагота с оркестром Л. К. Книппера, концерт для фагота и низких струн. инструментов С. А. Губайдулиной, сонатина Ю. А. Левитина. 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963) и на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей в Будапеште (1965). С 1971 преподаёт в Моск. консерватории (с 1981 доцент). Составитель ряда сборников пьес для фагота и фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Гавриил Николаевич [30 VIII (12 IX) 1904, Новочеркасск - 17 II 1972, Репино, под Ленинградом] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1947). В 1917-22 учился в Донской консерватории (Ростов-на-Дону) по классам фп. и композиции у М. Л. Прессмана; слушал лекции и получал консультации по композиции у М. Ф. Гнесина. В 1922-30 учился в Ленингр. консерватории по классу фп. у Л. В. Николаева, композиции - у В. В. Щербачёва; в 1922 - на архитектурном ф-те 2-го Ленингр. политехнич. института; в 1923-24 - в лит. разряде Ленингр. института истории искусств. В 1924-27 пианист-импровизатор Ленингр. студии пластич. танца. В 1927-31 преподаватель Ленингр. центр. муз. техникума (фп. и композиция). Концертировал как пианист. С 1943 жил в Москве. Музыке П. свойствен экспрессивный, ярко национальный, мужественный характер. Позднее в его творчестве усилились черты эпичности, распевности, что было связано с обращением композитора к хор. жанрам. Сотрудничал с ведущими кинорежиссёрами (38 фильмов) - братьями Васильевыми («Чапаев», 1934), Н. А. Зархи, И. Е. Хейфицем, Ф. М. Эрмлером, С. М. Эйзенштейном, Э. И. Шуб, А. П. Довженко («Поэма о море», 1958) и др.
Соч.: опера - Александр Невский (1941, не оконч.); для солистов, хора и орк. - увертюра-кантата К победе (сл. С. М. Городецкого, 1944), поэма Былина про Ленина (слова и напев сказителя И. Конашкова, 1950); для солистов и хора a cappella - 4-я симфония (Слава отчизне, 1949); для орк. - 5 симфоний (1-я 1928-35, 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе им. 15-летия Октября; 2-я - Родина, 1943, осн. на музыке к фильму «Она защищает родину», Гос. пр. СССР, 1946; 3-я - на исп. темы, из музыки к фильму «Испания», 1936; 5-я Пасторальная, 1956; 6-я Праздничная, 1969); для инструмента с орк. - Концерт-поэма (для скр., 1937), Симфоническая ария памяти А. Н. Толстого (для влч. и струн. орк., 1946); камерно-инстр. ансамбли - Песня для скр. и фп. (1927); Мелодия для влч. и фп. (1941); струн. квартет (1951), септет для флейты, кларнета, фагота, трубы, скр., влч. и контрабаса (1927); для фп. - Образы (1925), Большая сюита (1928), 2 мазурки-каприса (1944), 2 пьесы (1947), 2 сказки (1948), 3 лирич. поэмы (1954); для голоса и фп. - 2 вокализа (1926-1927), 2 лирических стихотворения А. С. Пушкина (1938), 2 романса для тенора (сл. М. А. Левашова, 1948), Москва, праздничный вальс (сл. Левашова, 1948) и др.; для хора a cappellа - сюита для детского хора Край наш родной (cл. Левашова, А. И. Машистова, А. А. Прокофьева, 1948), поэма Народам - мир (cл. А. Филатова, 1950), поэма-кантата Славься, партия родная! (cл. Машистова, 1952), Простой человек, коммунист (cл. С. Рустама, 1959), 5 терских казачьих хоров (слова народные и Л. Н. Толстого из повести «Казаки», 1961), хоры на сл. А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева, Пушкина, М. А. Светлова, В. А. Рождественского, С. Я. Алымова, Ли Цзи и др.; музыка к радиопостановкам и драм. спектаклям (св. 10).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Евгений Григорьевич (р. 19 III 1921, с. Гулынки, ныне Старожиловского р-на Рязанской обл.) - сов. хор. дирижёр и композитор. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1949. В 1950 окончил дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории у К. Б. Птицы. С того же года худ. рук. Рязанского рус. нар. хора. Автор песен, в т.ч.: «Песня о партии», «Песня о национальном герое Италии и Советского Союза рязанце Фёдоре Полетаеве», «Песнь о солдате». Особое место в творчестве П. занимают песни на стихи С. А. Есенина (среди них - «Над окошком месяц»). Записал ок. 250 рязанских нар. песен, св. 100 из них обработал для хора.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Иннокентий Евгеньевич (р. 20 VIII 1923, Казань) - советский музыковед. Кандидат философских наук (1972). Чл. КПСС с 1952. Окончил в 1947 теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории (у В. А. Цуккермана), в 1952 - аспирантуру по специальности история музыки (рук. В. А. Цуккерман и Н. В. Туманина). С 1947 лит. сотрудник, зав. отделом, чл. редколлегии, в 1961-72 зам. гл. ред. газ. «Советская культура». С 1974 гл. ред. журн. «Музыкальная жизнь». Автор мн. статей, посв. сов. муз. искусству, опубликованных в газетах, журналах, науч. сборниках.
Соч.: «Декабристы» [Ю. А. Шапорина], b сб.: Советская музыка, [вып. 1], М., 1956; Симфония А. Эшпая, «СМ», 1960, Mi 4 (совм. с И. Шехониной); Эмиль Гилельс. К 50-летию со дня рождения, «МЖ», 1966, No 19; «Казнь Степана Разина» [Шостаковича], там же, 1967, No 19; Некоторые черты социалистического реализма в советской музыке, М., 1971, и др. И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Михаил (р. 21 IX 1899, Плевен) - болгарский певец (бас). Нар. арт. НРБ (1947). Занимаясь на юри-дич. ф-те Софийского университета, брал уроки пения у И. Вульпе; участвовал в спектаклях Софийской нар. оперы. Совершенствовался у Ф. де Лючии и у Роша в Неаполе. Выступал в городах Италии (был партнёром Б. Джильи и Т. Скипа). В 1927-66 солист Софийской нар. оперы. С 1968 профессор Болг. гос. консерватории в Софии. П. пол в крупнейших оперных театрах Зап. Европы, в Китае; в СССР - в 1948, 1952, 1953, 1958. Партии: Кончак и Галицкий, Гремин, Пимен, Сусанин, Мельник; Кутузов («Война и мир»), Мефистофель, Фальстаф; Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Зарастро, Осмин («Волшебная флейта», «Похищение из сераля» Моцарта). Пел в традициях итал. школы бельканто. Исп. П. отличалось высокой муз. культурой, точностью фразировки, своеобразием трактовок. Особенно удавались П. спокойно-величавые образы, однако он успешно исполнял и комич. партии (Кецал из «Проданной невесты» Сметаны). Димитровская пр. (1949, 1950).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Саша (11 VII 1899, Русе - 18 VIII 1976, Пассадена) - болг. скрипач и дирижёр. Нар. арт. НРБ (1952). С 4 лет учился игре на скрипке у отца, с 7 лет выступал в концертах. С 1906 изучал скр. игру под рук. К. Приля и О. Шевчика в Венской консерватории. С 1910 гастролировал в Загребе, Петербурге и Одессе (1913); в 1925-28 совершал турне по странам Зап. Европы. С 1928 профессор по классу скрипки Гос. муз. академии в Софии. Среди учеников - В. Стефанов, П. Христосков, Л. Янков. Игра П., одного из лучших болг. скрипачей 10-20-х гг., отличалась блестящей техникой и мягкостью тона. В его обширном репертуаре глубиной интерпретаций выделялось исп. произв. Н. Паганини, И. Брамса, П. И. Чайковского. Продолжая концертировать как скрипач, с 1928 выступал и как дирижёр. В том же году организовал в Софии Академич. симф. оркестр, на основе которого позднее сформировался оркестр Софийской филармонии. В 1931-33 дирижировал спектаклями Софийской нар. оперы, с 1936 - Царским воен. оркестром. Руководил симф. оркестрами Варны (1945-46), Софии (филармонич., 1946-56), организованными им оркестрами в Плевене (1953) и Русе (1959-60). Много гастролировал как дирижёр в странах Европы, Сев. и Юж. Америки, Африки; в 1955 выступал в СССР. Как дирижёр отличался непосредственностью, большой эмоциональностью. Димитровская пр. (1950). А. Абаджиев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Сергей Сергеевич [2 (14) XII 1887, Москва - 5 III 1942] - советский музыковед. В 1906-10 учился на математич. ф-те Моск. университета. Музыкой занимался под рук. И. Р. Порубиновского и В. А. Золотарёва. С 1922 работал в Москве в Радиокомитете, Большом театре; в 1925-30 - в Муз. секции Гос. академии художеств. наук (ГАХН), в 1930-35 - в Музгизе. Работы П. - гл. обр. публикации неизвестных материалов о жизни и творчестве русский композиторов. Восстановил оперу П. И. Чайковского «Воевода» по оркестровым голосам, обнаруженным им в архиве Большого театра (совм. с П. А. Ламмом).
Соч.: Письма П. И. Чайковского к А. И. и Н. А. Губерт, в кн.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, [т.] 1 - П. И. Чайковский, П., 1920; Переписка Чайковского с Бесселем, «К новым берегам», 1923, No 1, 2; Письма П. И. Чайковского к Бесселю, «Музыкальная новь», 1923, No 1, 3; Пребывание Рихарда Вагнера в Москве и его московские концерты в 1863 г., в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Неизданные сочинения и работы С. И. Танеева. (Археографический очерк), в сб.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. К десятилетию со дня его смерти. 1915-1925, М., 1925; Гёте в русской музыке, в кн.: Литературное наследство, т. 4-6, М., 1932; Русская музыка на тексты Гёте. Библиографический указатель, там же; Новое о забытых музыкальных произведениях П. И. Чайковского, «СМ», 1933, No 6; Новое о Вагнере в России, там же, 1934, No 11; А. А. Алябьев, там же, 1937, No 5; Забытый романс А. Есаулова на текст Пушкина, там же; А. Н. Островский и П. И. Чайковский, в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, М.-Л., 1937; Музыкальные сочинения на сюжеты А. Н. Островского, там же, и др. И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Тодор (р. 23 I 1921, Дряново) - болгарский композитор. Нар. арт. НРБ (1974). Окончил теоретич. ф-т Гос. муз. академии (позднее - Болг. гос. консерватория) в Софии (1949) и аспирантуру (по композиции) под рук. Е. К. Голубева в Моск. консерватории (1957). Работал дирижёром оркестра Военного театра (1945-46), был композитором Ансамбля песни и пляски Мин-ва внутр. дел в Софии. В 1950-52 преподавал в Болг. гос. консерватории гармонию (ассистент кафедры). В 1955-62 ред. журн. «Пионерски ръководител». В 1962-69 1-й секретарь Союза болг. композиторов (с 1972 - ответств. секретарь). Среди произв. П. наибольшую известность получили массовые песни, отличающиеся мелодич. разнообразием (наиболее популярна - из кинофильма «Утро над родиной»). В песенном творчестве использует интонации гор. лирич., а также крестьянской нар. песни. Среди соч. крупных форм - оратория «Светлый праздник» («Светъл празник»), кантата «Песня о Большом дне» («Песен на големия ден», 1968), симф. картина «Рожен», сюита «Далёкое детство» («Далечно детство», 1957), 2 струн. квартета, хоры. Димитровская пр. (1952, 1959).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПОПОВ Юрий Лазаревич (р. 14 IX 1929, станица Зеленчукская Ставропольского края) - советский певец (драм. баритон). Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1966. В 1959 окончил Саратовскую консерваторию по классу пения у А. И. Быстрова. Ещё студентом в 1956 дебютировал на сцене Саратовского театра оперы и балета; с этого же года солист театра. Партии: Князь Игорь; Грязной («Царская невеста»), Демон, Риголетто; Яго («Отелло»), Скарпиа; Моймир («Святоплук» Сухоня), Киазо («Даиси»), Листрат («В бурю»). В. И. Зарубин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ПО..

ПЕЙКО

ПЕКИН

ПЕЛОГ

ПЕНИЕ

ПЕПЕН

ПЕПУШ

ПЕРЕС

ПЕРЛЯ

ПЕРМЬ

ПЕРРО

ПЕСНЯ

ПЕТРИ

ПИКОК

ПИНЦА

ПИРРО

ПИЩИК

ПЛИЕВ

ПОЛЕХ

ПОНСЕ

ПОССЕ

ПОШОН

ПОЭМА

ПРАГА

ПРАЙС

ПРАУТ

ПРЕСС

ПРИМА

ПТИЦА

ПУЖЕН

ПУЗЕЙ

ПУКСТ

ПУНЬИ

ПЬЕХА

ПЬЯВЕ

ПЭРРИ

ПЮНЬО

РААБЕ

РАБОБ

РАГЛС

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>