ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ (нем. evangelisches Кirchenlied, букв. - евангелическая церк. песня) - духовное песнопение на нем. текст, связанное с протестантским культом. П. х. возник в Германии в 16 в. в период Реформации и Крестьянской войны. Ещё до этого наряду с нар. духовной песней в Германии существовали и церк. песнопения на нем. языке; однако в богослужении они занимали скромное место. Деятели Реформации - вождь крестьянско-плебейских низов Т. Мюнцер, глава бюргерской реформации М. Лютер - полностью заменили богослужение на лат. языке пением всей общиной нем. гимнов и псалмов. Лютер и его помощники создали необходимый для этого фонд песнопений. Текстами песнопений служили переводы на нем. язык католич. песнопений (отчасти использовались и старые переводы), переработки переводов из старых нем. духовных песен; некоторые тексты сочинялись заново по библейским мотивам. Лютер стремился к тому, чтобы музыка П. х. была простой, доступной для понимания и исполнения общиной, не имевшей певч. подготовки, и в то же время красивой, запоминающейся. Работа по оснащению новых песнопений соответств. мелодиями в основном была проведена в 1524 самим Лютером в сотрудничестве с музыкантами К. Рупфом и И. Вальтером. Во мн. случаях были использованы григорианские напевы, однако в переработанном, приближённом к языку нар. нем. песни виде. Осн. источником мелодий П. х. служила нар. нем. песня. Заимствовались и приспособлялись к соответств. текстам мелодии не только духовных, но и светских песен, порой легкомысленного, даже фривольного содержания. Так, мелодия П. х. «Не хочу, чтобы бог оставил меня» («Von Gott will ich nicht lassen») возникла из любовной песенки «Однажды шёл гулять я» («Einmal tät ich spazieren»), мелодия хорала «Свои дела я препоручил богу» («Ich hab mein Sach Gott heimgestellt») - из любовной песни «Нет на земле страданья тяжелее» («Es gibt auf Erd kein schwerer Leid»), мелодия хорала «Помогите мне восхвалять доброту бога» («Helft mir Gottes Güte preisen») - из застольной песни, мелодия П. х. «Из-за грехопадения Адама испорчен мир» («Durch Adams Fall ist ganz verderbt») - из песни ландскнехтов в битве при Павии. Привлекались и песни отдельных авторов. Песня Г. Изака «Инсбрук, я должен покинуть тебя» («Inspruck, ich muЯ dich lassen») превратилась в П. х. «О мир, я должен покинуть тебя» («О Welt, ich muЯ dich lassen»), мелодия любовной песни из сборника X. Л. Хаслера «Мой дух смутила одна нежная юная дева» («Mein G'müt ist mir verwirret von einer Jungfrau zart») с течением времени стала мелодией П. х. «О, голова в крови и ранах» («О Haupt voll Blut und Wunden»), неоднократно использованной И. С. Бахом, в частности в «Страстях по Матфею». В основе знаменитого хорала «Господь-твердыня наша» («Ein feste Burg ist unser Gott»), который P. Энгельс вслед за Г. Гейне назвал «Марсельезой XVI века», лежит «Серебряный напев» Г. Сакса: Для новых целей приспосабливались и иностр. мелодии - песни «Чешских братьев», франц., итал. мелодии, большей частью светские. Нек-рые мелодии П. х. создавались заново разл. композиторами, в числе которых Н. Херман, И. Крюгер, И. С. Бах. Самые ранние публикации П. х. были осуществлены Й. Вальтером Старшим в 1524 (т.н. «Achtliederbuch» - «Собрание восьми песен» и тт. 1-2 сборника «Enchiridion oder eyn Handbüchlein» - «Энхиридион, или Настольная книжечка»), последующие были осуществлены Клюгом (Виттенберг, 1529, 1535, 1543), Блюмом (Лейпциг, 1530), Шуманом (Лейпциг, 1530) и Бабстом (Лейпциг, 1545, 1553). В 1524 появились и первые многогол. обработки П. х. - собрание Й. Вальтера «Geystliches Gesangk Büchleyn» («Книжечка духовных песен»), за которыми последовали обработки Г. Pay (1544) и Шпангенберга (1545). П. х. не сразу вошёл в церк. службу. Затруднения определялись тем, что в ряде изданий с одобрения Лютера песнопения были изложены гл. обр. в 4- и 5-гол. полифонич. складе, с осн. мелодией в теноре, в связи с чем не получившая муз. подготовки община не могла их исполнять (здесь сказались противоречия между установками Лютера и его муз. вкусами). Поэтому первоначально П. х. пелся в основном проф. хором, а не общиной. Позднее появились сборники Л. Озиандера (1586), Хаслера, Л. Лоссиуса, М. Преториуса, в которых все или часть песнопений были предназначены для общины и изложены в более простой манере (осн. мелодия в дисканте в сб. Хаслера, в последующих - упрощение фактуры, порой простой хоральный склад). Постепенно, примерно с нач. 17 в., пение хора, а затем и общины, стал поддерживать орган. П. х. сыграл важную роль в развитии нем. музыки. Через П. х. в проф. музыку широко влились мелодии нар. песен. Большое распространение получили жанры хоральной обработки и хоральной прелюдии; обработки П. х., предназначавшиеся для органа, создавались мн. композиторами, в т.ч. И. С. Шейдтом, И. С. Бахом; в числе авторов хоральных прелюдий для органа - И. Пахельбель, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. С. Бах. Создавались и хоральные фантазии, партиты и т.п. В кон. 17 - нач. 18 вв. П. х. был мелодич. основой и мн. сочинений вок.-инстр. жанров - кантат, ораторий, пассионов. Родственными П. х. жанрами были в 15 в. гуситские песни (Чехия), в 16 в. - фламандские (Нидерланды), гугенотские (Франция), английские и польские псалмы. П. х. оказал большое влияние на развитие гармонии, фактуры, а также на формообразование зап.-европ. музыки.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия