ШИМАНОВСКИЙ (Szymanowski) Кароль Мацей [24 IX (6 X) 1882, Тимошовка, быв. Херсонской губ. - 29 III 1937, Лозанна] - польский композитор, пианист, педагог, муз.-обществ. деятель и муз. критик. Происходил из семьи, издавна жившей на Украине и отличавшейся широтой художеств. интересов, высокой муз. культурой (отец - Станислав Корвин-Ш. и брат Феликс Ш. - пианисты, сёстры - Станислава Ш.-Корвин - певица, впоследствии одна из лучших исполнительниц произв. Ш., Анна Ш.- художница, Зофья Ш. - поэтесса, на её стихи написаны мн. вок. соч. Ш.). Игре на фп. учился у отца, с 1889 - в Елизаветграде (ныне Кировоград) в муз. школе у своего дяди Г. В. Нейгауза, с сыном которого Г. Г. Нейгаузом (первым исполнителем ранних фп. произв. Ш.) его связывала тесная дружба (с семьями рус. музыкантов Нейгаузов и Блуменфельдов Ш. состоял в родстве). Композиторское дарование Ш. проявил в раннем детстве - написал 3 оперы, в т. ч. на собств. либр. (для домашнего исполнения, в котором участвовал двоюродный брат Ш., будущий писатель Я. Ивашкевич); созданные в возрасте 8-9 лет прелюдии для фп. и песни записаны отцом Ш. В 1901-05 Ш. жил в Варшаве, брал уроки у М. Завирского (гармония) и З. Носковского (композиция). В юности написал сонату для фп. (получила премию на Шопеновском конкурсе во Львове, 1910). В 1905 вошёл в группу «Молодая Польша» и вместе с др. её членами (также учениками З. Носковского) боролся с консерватизмом в польск. музыке, стремился утвердить её нац. самостоятельность и высокий проф. уровень, пропагандируя нац. искусство как композитор, исполнитель и публицист. Ранние соч. Ш. были опубликованы Изд-вом т-ва молодых польск. композиторов (1905), созданным меценатом кн. В. Любомирским, покровительствовавшим этой группе. Их орк. произв. исполнял дирижёр Г. Фительберг в концертах «Молодой Польши» в Варшаве и Берлине в 1906, фп. соч. - Г. Г. Нейгауз и др. пианисты, а также сам Ш., прекрасный пианист, скрипичные произв. - П. Коханьский. В 1906-08 Ш. жил в Германии, Италии, много концертировал. В 1910-11 вновь путешествовал по Италии, посетил Сицилию. Эти поездки расширили муз. кругозор Ш. В 1912-13 жил в Тимошовке и Вене, где познакомился с балетом И. Ф. Стравинского «Петрушка» (гастроли «Рус. сезонов» за границей), муз. драмами Р. Вагнера, симф. поэмами Р. Штрауса, симфониями Г. Малера, оперой К. Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Влияние Штрауса проявилось в конц. увертюре (1905) и (в меньшей степени) во 2-й симфонии Ш., к-рая исполнялась в 1913 под упр. Г. Фительберга в Австрии и Германии. В том же году под воздействием тех же муз. впечатлений написал оперу «Хагит». Получили известность в авторском исполнении фп. соч. Ш., в т. ч. 2-я соната. В Вене Ш. заключил контракт на 10 лет с издат. фирмой «Universal Edition». Зиму 1913-14 он провёл в Закопане. В 1914 предпринял путешествие в Италию (с заездом в Сицилию), Алжир и Тунис; экзотика др.-вост. культуры, вост. философия, поразившие Ш., нашли отражение во многих его соч. В 1914-19 ежегодно проводил лето в Тимошовке и Киеве. Неоднократно бывал в Москве и Петрограде (1915-16, а также после 1917), где исполнялись его произв. В 1917-19 работал в Елизаветграде, принимал активное участие в муз.-обществ. жизни, выступал перед рабочими и солдатами; работал в муз. отделе Наркомпроса, писал статьи, в т. ч. о воспитательной роли искусства в обществе. В 1919 жил во Львове, в конце года поселился в Варшаве, много концертировал, писал статьи об эстетич. роли искусства и муз. критики («Замечания по вопросу о современной музыкальной критике в Польше» и др.). Гастролировал со скрипачом П. Коханьским в Ливерпуле, Лондоне (1920-21; познакомился здесь с С. П. Дягилевым) и Нью-Йорке (также в 1922), посетил Флориду и Кубу. В 1922 дал концерт в Париже, выступал там неоднократно (до 1926), что способствовало его знакомству с музыкой французский композиторов тех лет, писал о них статьи в польск. муз. журналах. С 1922 регулярно ездил (для лечения от туберкулёза) в Закопане, где изучал местный («гуральский») фольклор. В 1924 концертировал в Варшаве и Львове. В 1927-33 возглавлял Варшавскую консерваторию (в 1930 преобразовал её в Высшую школу музыки, в 1930-33 директор), стремился реорганизовать уч. программы в соответствии с новейшими требованиями муз. образования. В 1928-29 лечился в Австрии, в 1929-30 - в Швейцарии и в др. странах; постоянно живя в Закопане, выступал в городах Европы с авторскими концертами (1933-36), в т. ч. в СССР. В 1936 работал в Париже, участвовал в постановке своего балета «Разбойники» («Харнасе»). Ш. - крупнейший польск. композитор (после Ф. Шопена и С. Монюшко). Творч. позиции Ш. определились уже в раннем периоде, когда он в своей музыке осуществлял программу деятелей «Молодой Польши», борясь с рутиной в искусстве и отстаивая новые, прогрессивные художеств. принципы. Но, сохраняя верность основным идеям этой группы, он пережил сложную эволюцию. В соч. раннего периода творчества заметны разнородные и порой противоречивые влияния. В фп. соч. начала 1900-х гг. ощущается близость к Шопену и Скрябину (соч. для фп.- 9 прелюдий ор. 1, 4 этюда ор. 4, 1-я соната ор. 8, вариации на польск. нар. тему для фп. ор. 10, 1899-1900), затем И. Брамсу и поздним романтикам. В вок. лирике этих лет заметно влияние X. Вольфа и отчасти П. И. Чайковского; оно обнаруживается в циклах: 6 песен на сл. К. Тетмайера ор. 2 (1900-02), 4 песни на сл. Т. Мициньского ор. 11 (1904-05), 5 песен на стихи нем. поэтов ор. 13 (1905-06; в т. ч. «Зулейка» на сл. Ф. Боденштедта и «Колыбельная» на стихи из сб. «Волшебный рог мальчика» А. Арнима и К. Брентано и др.). В симфоническом творчестве Ш. наметились иные тенденции: 1-я симфония (ор. 15, 1907; в рукоп.) в области гармонич. языка и фактуры обнаруживает влияние творчества М. Регера, что дало повод Ш. позднее шутливо называть её «гармонически-контрапунктическим монстром». В 3-частной 2-й симфонии (ор. 19, 1910) и 2-й сонате для фп. (ор. 21, 1911) использованы старинные танцы - менуэт, сарабанда; в финале фуга синтезирует тематич. материал всей формы. Насыщенность фактуры полифонич. средствами, тяготение к формам старинной музыки выявляют в произв. Ш. 1910-х гг. тенденции неоклассицизма; в то же время культ чувства с его тончайшими нюансами и связанная с этим хроматизация мелодико-гармонич. языка роднит их с музыкой поздних романтиков. Уже в раннем периоде творчества проявился характерный для Ш. интерес к вок.-орк. жанрам и опере; наиболее значительны песни для голоса с оркестром «Саломея» (на сл. Я. Каспровича, ор. 6, до 1907) и «Пентесилея» (на сл. С. Выспяньского, ор. 18, 1908). Одноактная опера «Хагит» (по драме Ф. Дёрмана, ор. 25, 1913) по эмоциональному колориту близка операм Р. Штрауса; влияние Штрауса нашло впоследствии косвенное отражение в исканиях Ш. позднего периода. Несмотря на всё это обилие влияний, Ш. уже в ранний период творчества проявил себя как композитор, идущий собств. путём. В творчестве периода 1914-20 главным выразит. средством Ш. стала красочно-звуковая палитра оркестра, хора или отд. голосов либо инструментов, что привело к преодолению строгой системы мажоро-минора и классической функциональной гармонии. В соч. этих лет проявилось увлечение Ш. культурой Востока (это сближало его с франц. импрессионистами). Используя колористические находки К. Дебюсси и М. Равеля, Ш. создаёт свой собств. стиль, сочетающий традиции классиков (в сонатно-симф. и конц. жанрах) с достижениями совр. композиторов, особенно Скрябина (высокая эмоциональность, порой экстатичность). Наиболее ярко это проявилось в соч. для скрипки (цикл из 3 поэм «Мифы» ор. 30, 1-й концерт ор. 35), а также в произв. для фп. (2 цикла из 3 поэм - «Метопы» ор. 29 и «Маски» ор. 34, 3-я соната с фугой ор. 36) и особенно в 3-й симфонии «Песнь о ночи» (с солистом и хором, воспринимающимися как дополнит. эмоционально-звуковая краска в оркестре), созданной на стихи Т. Мициньского по мотивам поэзии ср.-век. вост. поэта Джалаледдина Руми под впечатлением поездки в Африку. В симфонии отразилось предчувствие надвигавшейся 1-й мировой войны 1914-18. Те же черты присущи вок. циклам «Любовные песни Хафиза» (для голоса с оркестром на тексты в пер. с арабского, ор. 26, 1914), «Песни сказочной принцессы» (ор. 31, 1915), а также кантатам на сл. З. Шимановской «Деметра» («Персефона», ор. 37 bis, 1917) и «Агава» (ор. 38, 1917), 4 песням на сл. Р. Тагора (ор. 41, 1918), «Песням безумного муэдзина» (на сл. Я. Ивашкевича, ор. 42, 1918). Одно из наиболее зрелых и значит. соч. Ш. - опера «Король Рогер» (первонач. назв. «Пастырь», ор. 46, 1918-24; либр. Ивашкевича и Ш.), в которой экзотич. элементы получают изысканное красочное преломление; в опере затрагивается проблема ответственности власть имущих за судьбы людей и народов (по содержанию отчасти перекликается с оперой «Золотой петушок»). Стилистически к ней примыкает и балетный гротескный дивертисмент-пантомима «Мандрагора» (в качестве интермедии к пост. комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», ор. 43, 1920). Резкое изменение творч. манеры Ш., проявившееся в обращении к древней нар.-нац. культуре, языку, обычаям и как следствие сказавшееся на замене насыщенной хроматики муз. языка модальностью, свойственной слав. нар. музыке, заметно в вок. цикле на сл. Ю. Тувима «Слопевне» (поэтич. неологизм; от сочетания польск. корней «слово» и «пение»; ор. 46, 1921). В этот период Ш. изучал гуральский муз. фольклор (жителей Татр в Закопане), делал сольные и хор. обработки курпёвских и подгаляньских песен. Подлинные нар. мелодии он использовал в крупных соч. (вок.-хореографич. поэма «Разбойники», известная также под назв. «Харнасе», ор. 55, в к-рую введена сцена свадебного обряда). Нар.-песенные интонации слышатся в 4-й конц. симфонии для фп. с оркестром, 2-м квартете и др. В стремлении создать новый нац. стиль Ш. обращается к достижениям предшествующих эпох, в т. ч. к формам музыки Ренессанса. В соч. «Stabat Mater» (op. 53, 1926), первоначально задуманном как «Крестьянский реквием», композитор использовал польск. перевод канонич. текста, стремясь воспроизвести характер духовных песнопений. Влияние гуральской музыки ощутимо и во 2-м скр. концерте (ор. 61, 1932-33), который Ш. считал одним из своих высших достижений. Подытоживая идейно-стилистич. искания предшествующих периодов, стремясь подчеркнуть возможность органического сплава нар. и проф. музыки, классич. и совр. искусства, Ш. создаёт 20 мазурок (ор. 50, 1926), в которых наиболее ощутимы сочетания разд. тенденций. В мазурках использованы элементы муз. фольклора Мазовии (вдохновлявшего Шопена) и горцев Подгалья. Ш. считал, что в его мазурках наиболее заметны следы шопеновского влияния. Шопен был для композитора художеств. олицетворением «польского духа». Мазурки Ш., с их гармонич. ясностью и ритмич. чёткостью, вошли в фонд мировой фп. классики. Несмотря на сложность развития стиля Ш., яркая индивидуальность композитора, художника-романтика, не утрачивала самобытности на протяжении всего его творч. пути; характерными оставались подчёркнутая субъективность мышления и яркая эмоциональность при большом проф. мастерстве. Своеобразные гармонизации Ш., в т. ч. для хора, отличаются мастерским использованием подголосочной полифонии, органично сочетающейся с народной мелодикой. В своих обработках Ш. соединяет характерные черты польской народной песенности с собственной оригинальной манерой. В своих статьях Ш. постоянно подчёркивал роль музыки в жизни совр. общества, которой придавал важное воспитат. значение. Написал философскую повесть «Эфеб» («Efebos», 1919; рукопись сгорела во время 2-й мировой войны 1939-45), в которой выразил свои эстетич. взгляды, лит. эскизы «Каин», «Томек…» и др. (в рукописи). Автор статей о совр. польск. и зап.-европ. музыке, о творчестве Ф. Шопена, И. Ф. Стравинского, М. Равеля, А. Г. Рубинштейна, П. Коханьского и др.
Соч.: оперы - Хагит (Hagith, 1913; 1922, Варшава), Король Рогер (Кrol Roger, 1924; 1926, Варшава); балеты - Разбойники (Harnasie; 1923-32; 1934, Прага; 1936, Париж), Мандрагора (Mandragora, дивертисмент-пантомима к «Мещанину во дворянстве» Мольера, 1920, Варшава); оперетта Лотерея мужей, или Жених No 69 (Loteria na mezow, czyli Narzeczony, 1909, фрагменты исполнялись по Польск. радио); для солиста, хора и орк. - кантаты: Деметра (Персефона) и Агава (Agawe) (обе - 1917), Stabat Mater (1926), Приди, Создатель (Veni, Creator, с органом, к открытию Высшей муз. школы, 1930), Песнь о ночи (Piesn о nосу, 3-я симфония, на слова ср.-век. перс. поэта Мерлана Джалаледдина Руми, польск. текст Т. Мициньского, 1916), Литания Деве Марии (1934); для орк. - симфония (1907; 1910, переинструментована при участии Г. Фительберга в 1930-36; 1916), конц. увертюра (1905, 2-я ред. 1913); для инструмента с орк. - 4-я, конц., симфония (с фп., 1932), концерты для скр. (1916, 1933); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1907), струн. квартеты (1917, 1927); для скр. с фп. - соната (1904), Мифы (Mity, 3 поэмы, 1915), Ноктюрн и тарантелла (1915), Колыбельная (1918), 3 каприса Паганини (1918), Романс (1920); для голоса с ор. - песни: Саломея (1907; 2-я ред. 1912), Пентесилея (1908; 2-я ред. 1912), Любовные песни Хафиза (Piesni milosne Hafisa, op. 26, 1914, 3 песни с фп., op. 24, 1911); для хора (a cappella) - 6 курпёвских песен (6 Piesni Кurpiowskich, слова народные, 1929); для фп. - 3 сонаты (1904, 1911, 1917), Метопы (Metopy, op. 29; 3 поэмы: Остров сирен - Wyspa syren; Калипсо, Навзикая, 1915), Маски [Maski, ор. 34, 1916: Шехеразада, Шут Тантрис (Blazen Tantrys) Серенада Дон Жуана], фантазия (1905), вариации (1903), вариации на польск. тему (1904), 9 прелюдий (1899-1900), 16 этюдов (1906-16), 20 мазурок (1924-26 и др.), пьесы; песни с фп. - циклы: Песни безумного муэдзина (Piesni muezina szalonego, 1918; вариант для голоса с орк.- 1934), Курпёвские песни (1932); обр. для фп. польск. нар. песен; романсы на сл. Я. Каспровича, С. Выспяньского, К. Тетмайера, а также П. Верлена, Ф. Ницше, Р. Демеля, Д. Давыдова и др.; музыка к пьесе «Князь Потёмкин» Т. Мициньского (1925, Варшава). Лит. соч.: Избранные статьи и письма, М., 1963; Wychowawcza rola kultury muzycznej w spoleczenstwie, Warsz., 1931, то же, Кr., 1949; Frederic Chopin et la musique polonaise moderne, «RM», 1931, No 12; Z listow, Кr., 1958.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ШИ..

ФЛЯРКОВСКИЙ

ФУРТВЕНГЛЕР

ХАММЕРШМИДТ

ХАННИКАЙНЕН

ХАРДИНГФЕЛЕ

ХАССЕЛЬМАНС

ХИСМАТУЛЛИН

ХМЕЛЬНИЦКИЙ

ХОРЕОГРАФИЯ

ХОРНБОСТЕЛЬ

ХРИСТИАНСЕН

ЦЕЛИКОВСКИЙ

ЧАН ВАН КХЕ

ЧАРГЕЙШВИЛИ

ЧУПРЫННИКОВ

ШАН ДЮ МОНД

ШАХБЕРДЫЕВА

ШЕЛИГОВСКИЙ

ШИМАНОВСКАЯ

ШИХМУРЗАЕВА

ШКОЛЬНИКОВА

ШОБЕРЛЕХНЕР

ШПИНАЛЬСКИЙ

ШТАКЕЛЬБЕРГ

ШТЕЙНХАУЗЕН

ЭНГАРМОНИЗМ

ЭНГЕЛЬ-КРОН

ЭНГЕЛЬБРЕХТ

ЭНГЕЛЬГАРДТ

ЭОЛОВА АРФА

ЯРОЦИНЬСКИЙ

ЯРУСТОВСКИЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>