ШМИТТ, Шмит (Schmitt) Флоран (28 IX 1870, Бламон, департамент Мёрт и Мозель - 17 VIII 1958, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа) - французский композитор, муз. критик, педагог и муз.-обществ. деятель. Чл. Ин-та Франции (1936). Начальное муз. образование получил под рук. отца (органиста), затем учился в Нанси у Г. Сандре (гармония). С 1889 занимался в Парижской консерватории у Ж. Массне и Г. Форе (композиция), Т. Дюбуа и А. Лавиньяка (гармония), А. Жедальжа (контрапункт). В 1897 удостоен 2-й Римской премии за кантату «Фрадегонда», в 1900 - Большой Римской пр. за кантату «Семирамида», к-рая в том же году была исполнена в «Концертах Колонна». В период пребывания в Риме (1900-04) Ш. создал ряд значит. произв., в т. ч. наиболее известное - «Псалм 47». Написанное на текст из Ветхого завета, соч. отличается масштабностью формы, стройностью архитектоники, мастерским использованием возможностей хора. В те же годы Ш. путешествовал по Италии, Австрии, Греции, Испании, Турции, Германии. Знакомство с муз. искусством этих стран, с вост. музыкой отразилось в ряде его соч. Большим успехом пользовался балет «Трагедия Саломеи». Его музыка красочна, ритмически остра, эффектно-театральна. В 1932 Ш. гастролировал в США, где выступил как солист с Бостонским симф. оркестром, исполнив свою «Концертную симфонию» для фп. с оркестром (написана по заказу С. А. Кусевицкого и посвящена ему и Бостонскому оркестру). В 1958 на концерте Междунар. общества совр. музыки в Страсбуре исполнялось одно из последних соч. Ш. - 2-я симфония (1957). Ш. выступил как продолжатель романтич. традиций (Ф. Лист, Р. Вагнер, Р. Штраус). В отдельных его произв. заметно влияние франц. импрессионизма, рус. муз. культуры, вост. музыки, джаза. Наибольший интерес представляют его соч. крупной формы; эпич. мощь сочетается в них с драм. экспрессией. Влиятельный муз. критик, Ш. многие годы публиковал статьи, рецензии, фельетоны в периодич. изданиях: «La France», «Courrier musical», «Revue de France» и др. В 1929-39 муз. обозреватель газ. «Le Temps». В 1921-24 директор Лионской консерватории, среди учеников - П. О. Ферру (в 1927 написал книгу о Ш.). Ш.- один из организаторов Независимого муз. общества (1909).
Соч.: балеты - мимодрама Трагедия Саломеи (La tragedie de Salomй; 1-я ред. для камерного оркестра исп. в 1907 под упр. Д. Э. Энгельбрехта, «Гранд-Опера»; новая ред. 1911 для большого оркестра пост. в сезоне 1912/13, «Т-р Шатле», а также в антрепризе С. П. Дягилева, в гл. роли - Т. П. Карсавина; в этом варианте исполняется и поныне), Маленький эльф Закрой-глазки (Le petit elfe Ferme-l'oeil; по X. К. Андерсену, 1924, «Опера комик», Париж), Ориана несравненная (Oriane la sansgale…; 1938, «Гранд-Опера», Париж); для солистов, хора и орк. - Псалм No 47 (1904, с органом), Танец Девадаси (1908), Песня войны (Chant de guerre, 1914), Праздник света (Fete de la lumiere, 1937), Ночная песня (Le chant de la nuit; Ода Ф. Шопену, 1949) и др.; для орк. - 2 симфонии (Концертная, для фп. и орк., 1931; 1957), Жанина (симфония для струн. орк., 1941), Летом (En йtй, 1894), Музыка на воздухе (Musique de plein-air, 1899), симф. этюд Дом с привидениями (Зачарованный замок - Le palais hantй, по Э. По, 1904), 3 рапсодии (Французская, Польская, Венская, 1904, оркестровка пьес для 2 фп.), сюита Марионетки (Pupazzi, 1907, оркестровка фп. пьес), Мечты (Les reves, 1915), Антоний и Клеопатра (6 симф. эскизов к трагедии А. Жида по У. Шекспиру, 1920), Танец Абизаг (Danse d'Abisag, 1925), Саламбо (6 симф. эскизов по Г. Флоберу; из музыки к фильму, 1925), Рондо-бурлеска (1927), сюита Дети (Enfants, для камерного орк., 1938), Эссе о локомотивах (Essais de locomotives, 1943); для инструмента с орк. - Быстрое скерцо для скр. (Scherzo vif, 1910), Элегическая песня (Chante йlegiaque, 1911) и Финал (Final, 1926) для влч. и др.; камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. и фп., струн. трио (1944), фп. квартет (1944), Случайности для фп. квартета (Hasards; 1939), струн. квартет (1947), квартеты для 4 флейт (1944), для 4 саксофонов (1941), для 3 тромбонов и тубы (1946), Andante и скерцо для арфы и струн. квартета (1906), Сюита в стиле Рококо для флейты, скр., альта, влч. и арфы (1934), Песня и скерцо для 2 дух. квинтетов (1910) и др.; для фп. - Вечера (Soirs, 10 прелюдий, 1896), Снежная баллада (Ballade de la neige, 1896), Румынские ночи (Nuits romaines, 1901), 3 вальса-ноктюрна (1901), Маленькие музыканты (Petits musiques, 1906), На имя Г. Форе (Sur le nom de Gabriel Faurй, 1922), Разорванная цепь (Chaine brisee, 1935) и др., в т. ч. для 2 фп.- Ярмарочные музыканты (Musiques foraines, 1902), На пяти нотах (1906), Юмореска (1911); произв. для арфы, для органа, для голоса с орк., хоры, романсы, песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ШМ..

ЧИШКО

ЧОЛАН

ЧОМАК

ЧОРТЯ

ЧУРАЙ

ШАЙБЕ

ШАЛЬК

ШАПАР

ШАРАИ

ШВАРЦ

ШЕЙДТ

ШЕЙКА

ШЕРАМ

ШИМКО

ШИММИ

ШИРМА

ШИШОВ

ШКАЛА

ШЛЕММ

ШМЫГА

ШОЛЬЦ

ШОПЕН

ШОРИН

ШОРОН

ШОФАР

ШПИСС

ШРУТИ

ШТАРК

ШТРИХ

ШТРОС

ШУВЫР

ШУЛЕК

ШУЛЬЦ

ШУМАН

ШУМЕН

ЭГГЕН

ЭЙГЕС

ЭЙЗЕН

ЭЙЛЕР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>