ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (р. 24 XI 1934, Энгельс, ныне Саратовской обл.) - советский композитор. Окончил Моск. консерваторию (1958) и аспирантуру при ней (1961) под рук. Е. К. Голубева. В 1961-72 преподавал в Моск. консерватории (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция). Творчества Ш. характеризуется концепционностью замыслов, масштабностью, экспрессией; в нём преобладают инстр. жанры; типичны сложно дифференцированная орк. и ансамблевая фактура, применение полистилистики. До 1962 Ш. обращался к вок.-хор. и программной инстр. музыке, в 1963-66 гл. обр. к непрограммной инстр. музыке. Индивидуальный стиль Ш. вполне сложился к сер. 60-х гг. Соч. 1966-72 свойствен метод контрастной драматургии. С 1974 Ш. тяготеет к камерной музыке, в 1980 вновь обратился к симф. творчеству. Автор статей о рус. и сов. композиторах; им разработаны вопросы переменности функций голосов орк. фактуры, тембровой модуляции, полистилистики и др.
Соч.: опера Одиннадцатая заповедь (1962); балет - Лабиринты (1971); сценич. композиция Жёлтый звук (по В. Кандинскому, для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов, 1974); для солистов, хора и орк. - оратория Нагасаки (на сл. А. Софронова, Г. Фере, Ёнэда Эйсаку, Симэдзику Тосона, 1958), реквием (из музыки к «Дон Карлосу» Шиллера, 1975); для орк. - 3 симфонии (1972; St. Florian, для солистов, камерного хора и орк., 1980; 1981), Pianissimo… (1968), In memoriam (1978), Пассакалия (1980); для инструментов с орк. - 6 концертов (2 для фп.- 1960, 1979; 3 для скр. - 1957, 2-я ред. 1962, 1966, 1978, 2-й и 3-й с камерным орк.; для гобоя, арфы и струн. орк., 1970), Музыка для фп. и камерного орк. (1964); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1963, 1968), для влч. и фп. (1978), Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для 2 скр. (1975), дуэт для скр. и влч. Тихая музыка (1979), 2 струн. квартета (1966, 1981), Канон памяти И. Ф. Стравинского для струн. квартета (1971), Серенада для 5 музыкантов (1968), фп. квинтет (1976), Диалог для влч. и камерного ансамбля (1965), 4 Гимна для камерно-инстр. ансамбля (два в 1974, 1975, 1979), Moz-Art а la Haydn (1977, для 2 скр. и 11 струнных), Concerto grosso (1977, для 2 скр., клавесина и 21 струн. инструмента), Cantus perpetuus для клавишного инструмента и 1-4 ударников (1975); для фп. - Прелюдия и фуга (1963), Импровизация и фуга (1965), Вариации на один аккорд (1966), Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для фп. в 6 рук (1978); хоры - вокализ Голоса природы для жен. хора и вибрафона (1972), Sonnengesang для хора и ансамбля (на сл. Ф. Ассизского, 1976), Minnesang для большого хора (1977); для голоса и инструментов - Три стихотворения Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фп. (1965), Три мадригала для сопрано, вибрафона, клавесина, скр., альта и контрабаса (на сл. Ф. Танцера, 1980), Три сцены для голоса и ударных (1980); электронная музыка Поток (1969); музыка к спектаклям драм. театра и кинофильмам. Лит. соч.: Заметки об оркестровой полифонии в 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д. Д. Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Edison Denisow, «Res facta», 1972, No 6; Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского, в сб.: И. Ф. Стравинский, М., 1973; Полистилистические тенденции в современной музыке, в сб.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность, М., 1973.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ШН..

ШВЯДАС

ШЕВЧИК

ШЕЙНИН

ШЕЛЮТО

ШЕНКЕР

ШЕНШИН

ШЕПЕРД

ШЕРИНГ

ШЕРМАН

ШЕРХЕН

ШЕФФЕР

ШЕХТЕР

ШИБЛЕР

ШИМКУС

ШИРМЕР

ШИРОЛА

ШКАФЕР

ШКРОУП

ШЛЕЦЕР

ШОБЕРТ

ШОЙФЕР

ШОЛЛАР

ШОЛЛУМ

ШОССОН

ШОТЫРП

ШОУРЕК

ШПИТТА

ШРАЙЕР

ШРАМЕК

ШРЕКЕР

ШТЕЛИН

ШТИДРИ

ШТОЛЬЦ

ШТРАУС

ШТУМПФ

ШУБАРТ

ШУБЕРТ

ШУБИНА

ШУЛЛЕР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>