ШРИ-ЛАНКИ МУЗЫКА. Муз. культура Шри-Ланки имеет древние традиции. Подъём нац. культуры наблюдался в 15 в., когда на территории острова образовалось 3 крупных гос-ва: сингальские - Котте (на западе и юго-западе), Канди (в центр. областях), тамильское - Джафна (на севере). К этому времени начали складываться важнейшие нац. муз. жанры, стили, формы. Наиболее характерные особенности Ш.-Л. м. проявляются в искусстве сингалов, составляющих осн. население страны. В течение неск. веков их музыка находилась под влиянием юж.-инд. муз. культуры. У сингалов инстр. музыка доминирует над вокальной. В их муз. инструментарии гл. роль принадлежит ударным и духовым. Семейство барабанов бера насчитывает 5 разновидностей (различаются формой, размерами), которые часто объединяются в ансамбли. Менее распространён барабан удекки. Популярны также пантеру (кольцо с укреплёнными на нём медными колокольчиками) и медные тарелочки талампот. Из духовых известны местная разновидность гобоя - хоранеуа, морские раковины разл. формы и размеров - хагедия. Раковины используются как сигнальные инструменты, иногда в инстр. ансамблях (напр., с бера), в некоторых ритуалах. В культовом музицировании широко применяется ансамбль нагасиннам (неск. хоранеуа с барабанами). Ведущее положение в муз. искусстве сингалов занимает танец, который является неотъемлемой частью нац. празднеств, религ. церемониалов, храмовых процессий, а также театр. представлений. В центр. областях страны популярны т. н. кандийские танцы, из которых наиболее известны удекки, пантеру (назв. их происходит от инструментов, под аккомпанемент которых они исполняются). В удекки танцующие достигают необыкновенной синхронности движений. В южных и западных районах Шри-Ланки преобладают танцы, связанные с повседневной жизнью, - рухуну, многие из них изображают повадки животных, птиц, напр. танцы слонихи, павлина и др. Рухуну зачастую сопровождаются пением. Мелодика этих напевов богато орнаментирована, сольное пение чередуется с унисонным хором. На Юге известны также символич. танц. сцены, основанные гл. обр. на сюжетах из мифологии, напр. «Нага и Гурула» (Нага - кобра, олицетворяющая зло, Гурула - орёл, символизирующий добро). Для песен сингалов типичны короткие мелодич. фразы, нисходящее движение мелодии. Лады песен (4-, 5-, 6-тоновые) родственны некоторым юж.-индийским. Манера пения характеризуется интенсивной вок. «вибрацией» и глиссандированием. Сольное пение обычно сопровождается игрой на ударных инструментах, реже хором (преим. женским; хор. партия то накладывается на партию солиста, то звучит попеременно с ней), иногда аккомпанемент вообще отсутствует. Среди песен - традиц. церемониальная «Сабде пуджа», трудовые «Шив-пада», популярные танц. песни, напр. «Гахака ваннама» (сопровождает танец, подражающий движениям слонихи, символизирующей у сингалов жен. грацию) и др. Существ. пласт муз. культуры Шри-Ланки составляет религ. музыка. При определяющем значении буддизма немалую роль в формировании традиц. культуры сыграли древние религ. верования (тотемистические, анимистические и др.), под влиянием которых у некоторых групп населения сложились обряды, связанные с верой в демонов, злых и добрых духов. Особая роль в этих обрядах отводится танцам, посв. определ. демонам и называемым европейцами «дьявольскими». Они исполняются под аккомпанемент ударных, среди которых ведущим является двусторонний барабан. Ныне «дьявольские» танцы входят в традиц. театр. представления, популярные среди населения Шри-Ланки. В традиц. театре существ. роль принадлежит музыке: действие перемежается пением и танцами. Проникновение на Цейлон португальцев (16 в.), голландцев (17 в.), а затем англ. колонизация вызвали значит. ослабление местных культурных традиций. С приходом европейцев получили распространение новые песенные жанры, такие инструменты, как гитара, позднее - скрипка, фп. Возникли новые формы муз. жизни (напр., камерные концерты), гл. обр. у некоренного населения страны. Особое значение приобрела христ. церк. музыка, с которой была связана новая для муз. культуры страны манера хор. пения. Завоевание независимости (1948; в 1972 провозглашена Республика Шри-Ланка) дало мощный импульс развитию социальной и культурной жизни. Деятельность муз. уч. заведений и художеств. коллективов координируется Мин-вом культуры. Совет по вопросам культуры и Департамент по делам культуры в качестве основной выдвинули задачу сохранения и изучения нац. искусства. Этими же проблемами занимается Ин-т сингальской культуры, при котором функционирует оркестр «Сангита паришадайя» (рук. П. В. Нандасари). Особенно интенсивна муз. жизнь Коломбо, где выступают разл. муз. коллективы, в т. ч. ансамбли, исполняющие традиц. музыку, - «Синхала сангита сангамайя» (рук. У. Б. Макуллолува), «Сайва Мангайяр Калагам» (рук. П. С. Мани Айенгар), ансамбли смешанного типа - «Сангита манджария» (рук. П. Кемадаса), «Пансилу Сандхвани» (рук. Л. Эдирисингхе); симф. оркестр Шри-Ланки (рук. Э. де Фонсека), в репертуаре которого преобладают произв. зап.-европ. классиков. Среди композиторов Шри-Ланки - П. Кемадаса (автор «Сингальской новогодней» и «Морской» симфоний; в 1975 посетил СССР), П. Дунстан де Силва, В. Д. Амарадева (авторы музыки известного балета «Вишвави-мукти»), а также Джаяратна, С. Шанти. Мн. из них, основываясь в своём творчестве на нац. материале, используют зап.-европ. технику композиции. Появились свои исполнит. кадры: междунар. признание завоевала пианистка М. Пирис, популярны в стране исполнители сингальских традиц. песен - Судерис, Джайятура, Гуния, Поденерис, а также барабанщик Пула. Большое внимание уделяется муз. образованию. В 1953 в Коломбо осн. Гос. колледж изящных искусств, где преподаются муз. предметы и танец. Позднее открылся Правительств. муз. колледж, из студентов которого создан Сингальский оркестр ориентальной музыки (рук. Б. С. Виджератна). При университете Шри-Ланки существует школа танца. Пропаганду нац. искусства ведут танц. ансамбли. С 1973 выступают Нац. ансамбль танца (рук. П. Бхарата; в 1974 гастролировал в СССР), с сер. 70-х гг. - танц. ансамбль, в составе которого представители потомственных семей танцоров (рук. У. Б. Макуллолува; гастролировал в СССР в 1976). Важная роль в распространении муз. культуры принадлежит Радиовещат. корпорации. При ней функционируют 2 оркестра - сингальской музыки и тамильской музыки. Влияние совр. коммерч. искусства привело к появлению в Шри-Ланке эстр. музыки, что зачастую сопровождается превращением в шлягеры мн. традиц. песен (обработки для голоса в сопровождении электрогитар, ударных и т. п.). В 60-70-х гг. расширились культурные связи Шри-Ланки с др. странами, в т. ч. с СССР.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ШР..

ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА

ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА

ТРЕБЕЛЛИ БЕТТИНИ

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

ТУНИССКАЯ МУЗЫКА

УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА

ХАКАССКАЯ МУЗЫКА

ХИЗ МАСТЕРС ВОЙС

ЦАНИ ДЕ ФЕРРАНТИ

ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ СОНАТА

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС

ЧЕРНЫ-СТЕФАНЬСКА

ЧИЛИЙСКАЯ МУЗЫКА

ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА

ШМИДТ-ИССЕРШТЕДТ

ЭЛЕКТРОГРАММОФОН

ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР

ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА

ЭФИОПСКАЯ МУЗЫКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>