ШТОЛЬЦ (Stoltz) Розина (наст. имя и фам.- Викторина Ноэль, Noel) (13 II 1815, Париж - 30, по др. данным 28 VII 1903, там же) - французский певица (меццо-сопрано). Пению обучалась в муз. школе А. Э. Шорона («Школа классической и духовной музыки») в Париже. Под разными именами выступала с 1829 в концертах, в 1831-32 - на оперных сценах в Брюсселе, Спа, Антверпене, в 1833-34 - в Амстердаме и Лилле. В 1834 в Антверпене с огромным успехом исполнила партию Алисы в опере «Роберт-Дьявол», в 1836 в Брюсселе - партию Рахили в опере «Дочь кардинала» Галеви (одна из лучших в её репертуаре). В 1837-47 была одной из ведущих певиц театра «Гранд-Опера» (дебютировала под именем Розины Ш.); участвовала в первых пост. опер «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (1838), «Озеро фей» Обера (1839), «Фаворитка» Доницетти (1840), «Королева Кипра» («Царица Кипрская», 1841), «Карл VI» (1843) Галеви и др. С 1847 выступала в разл. городах Франции. В 1854-55 снова пела в «Гранд-Опера». Как оперная и конц. певица гастролировала в 1850-59 в Лисабоне, Вене, Турине, Гааге и др. В 1860 ушла со сцены, продолжала конц. деятельность. Ш. вошла в историю оперного театра как одна из наиболее ярких представительниц романтич. школы 30-40-х гг. 19 в., способствовавших утверждению на сцене жанра франц. большой оперы. Обладала голосом обширного диапазона с тёплыми, насыщенными, бархатистыми низами, полнозвучным средним регистром и звонкими, полётными верхними нотами, редким драм. талантом, прекрасной внешностью. Высокое меццо-сопрано позволяло Ш. с одинаковым успехом исполнять и партии драм. сопрано (напр., Валентины в «Гугенотах» Мейербера и Семирамиды в «Семирамиде» Россини). Её пение отличалось необычайной выразительностью, точностью фразировки. Иск-во Ш. высоко ценили Дж. Россини, Г. Берлиоз (упоминает Ш. в своих «Мемуарах»), Г. Доницетти, написавший специально для Ш. партию Леоноры в опере «Фаворитка».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ШТОЛЬЦ (Stolz) Роберт Элизабет (25 VIII 1880, Грац - 27 VI 1975, Зап. Берлин) - австрийский композитор и дирижёр. Ученик Р. Фукса (Вена) и Э. Хумпердинка (Берлин). С 1898 дирижёр ряда театров, в т.ч. «Театр ан дер Вин» (Вена), гастролировал в странах Европы (в т.ч. в России). В 1938 написал «Похоронный марш для Гитлера» и эмигрировал во Францию. Во время оккупации Франции заключён в концлагерь, с 1940 жил в США, в 1946 вернулся в Вену. Автор 65 оперетт, в их числе - «Фаворит» («Der Favorit», Берлин, 1916), «Полночный вальс» («Der Mitternachtswalzer», Берлин, 1926), «Единственная ночь» («Eine einzige Nacht», Берлин, 1927), «Пеппина» (1930), в которых развивал традиции венской оперетты. Писал музыку к фильмам (ок. 100). Широкую популярность получили песни Ш. (св. 2000); Ш. принадлежит первый европ. фокстрот («Саломея», 1919). В 1952-71 ежегодно сочинял музыку для венского ревю на льду. Австр. правительство присудило Ш. звание профессора (1947). Почётный гражданин Вены (1970).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ШТОЛЬЦ (Stolz) Тереза (наст. имя и фам. - Терезина Штольцова, Stolzovб) (2 VI 1834, Костелец, Чехия - 23 VIII 1902, Милан) - чешская певица (драм. сопрано). Происходила из семьи музыкантов и певцов. В 1849-51 училась в Пражской консерватории у Дж. Б. Гордиджани, затем брала уроки пения у В. Чабоуна. В 1855-56 обучалась в консерватории Триеста у Л. Риччи, позднее совершенствовалась у Ф. Ламперти в Милане. Дебютировала в 1857 в спектакле итал. оперной труппы в Тбилиси, затем выступала в Ницце и Гранаде. С 1864 жила в Италии, пела в разл. городах, быстро завоевав признание. В 1865 была приглашена в миланский театр «Ла Скала», где пела до 1879 (дебютировала в заглавной партии в опере «Лукреция Борджа»). Успешно исполнив заглавную партию в опере Дж. Верди «Жанна Д'Арк», привлекла внимание композитора, который предложил ей спеть партию Елизаветы в итал. премьере его оперы «Дон Карлос» (1867, Болонья, театр «Комунале»); выступление прошло с триумфальным успехом. С этого времени Ш. считалась одной из лучших вердиевских певиц; в «Ла Скала» исполнила также партии Леоноры («Сила судьбы», премьера 2-й ред., 1869) и Аиды (первая пост. оперы в «Ла Скала», 1872; дирижировал автор). В 1874 Ш. спела партию сопрано в «Реквиеме» Верди (1-е исполнение; Милан, собор Сан-Марко, затем в «Ла Скала» под упр. автора). В 1874-79 много гастролировала в Италии, а также Каире, Париже, Вене, Лондоне. В 1875 выступала в России (в партии Аиды и в «Реквиеме» Верди, Москва, Петербург). Среди партий - Леонора, Амелия («Трубадур», «Бал-маскарад»), Рахиль («Дочь кардинала» Галеви), Алиса, Валентина («Роберт-Дьявол», «Гугеноты»). В 1879 оставила сцену; жила в Милане, её салон посещали мн. оперные певцы. Одна из выдающихся оперных певиц 2-й пол. 19 в., Ш. обладала голосом большой силы, обширного диапазона (g - сis3), редкого по красоте тембра, с мощными, почти меццо-сопрановыми низами, чарующим по теплоте звучания средним регистром и звонкими высокими нотами. Её пение отличалось музыкальностью, выразительностью фразировки. Исключит. природные данные, совершенное вок. мастерство, тонкое чувство стиля в соединении с яркой экспрессией и подлинно драм. темпераментом сделали Ш. крупнейшей исполнительницей партий в операх Верди.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ШТ..

ШИРМЕР

ШИРОЛА

ШКАФЕР

ШКРОУП

ШЛЕЦЕР

ШНИТКЕ

ШОБЕРТ

ШОЙФЕР

ШОЛЛАР

ШОЛЛУМ

ШОССОН

ШОТЫРП

ШОУРЕК

ШПИТТА

ШРАЙЕР

ШРАМЕК

ШРЕКЕР

ШТЕЛИН

ШТИДРИ

ШТРАУС

ШТУМПФ

ШУБАРТ

ШУБЕРТ

ШУБИНА

ШУЛЛЕР

ШУРИХТ

ЩЕДРИН

ЩИГЛЕВ

ЭБЕРЛЕ

ЭВАЛЬД

ЭЙДЛИН

ЭЙМЕРТ

ЭЙСЛЕР

ЭКЗОДЕ

ЭККЕРТ

ЭКСПЕР

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЛИНГ

ЭЛЬМАН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>