ШУЛЬГОФ (Schulhoff) Эрвин (8 VI 1894, Прага - 18 VIII 1942, концентрационный лагерь Вюльцбург, Бавария) - чеш. композитор и пианист. С 7-летнего возраста учился игре на фп. у Й. Кана в Пражской консерватории, затем брал уроки у В. Терна в Вене (1906-1908), занимался у Р. Тейхмюллера (фп.), С. Креля и М. Регера (композиция) в Лейпцигской консерватории (1908-10), у Л. Удзнелли, К. Фридберга и Ф. Штейнбаха (фп.) и Бёльше (композиция) в Кёльнской консерватории (1911-14). В 20-е гг. концертировал как пианист в Чехословакии, Германии, Великобритании, Франции; исполнял произв. чеш. композиторов того времени (в т. ч. четвертитоновую музыку А. Хабы на специально сконструированном им фп.), а также чеш. и зап.-европ. классику. Выступал по чеш. Радио в фп. дуэте с О. Летфусом, с 1935 работал на Радио в Праге. В 1929-31 преподавал в Пражской консерватории чтение партитур (в т. ч. образцов четвертитоновой музыки). В творч. эволюции прошёл путь от позднего импрессионизма до экспрессионизма и неоклассицизма. Соч. Ш. технически сложны, отличаются чёткостью ритмов и яркостью красок. Участник 1-й мировой войны 1914-18, Ш. отразил свои чувства, связанные с нею, в симфонии «Человечество», посв. К. Либкнехту. Тяготение к гротеску, поиски форм и средств выразительности, наиболее соответствующих, по представлению Ш., напряжённому ритму жизни 20 в., привели его на нек-рое время к использованию приёмов джазовой музыки (свои небольшие фп. пьесы, в которых претворял стилистич. черты джаза, подписывал псевдонимом Гануш Пётр - Hanus Petr; среди них - 5 этюдов, 1926, и цикл «Hot music» - 10 синкопированных этюдов для фп., 1928, блюзы и др.). Создал также джаз-ораторию «Королевский дуб» («Royal oak», 1930). Написал «Новую школу беглости для джазовых пианистов» («Neue Schule der Geläufigkeit für den Jazzpianisten»). В 20-х гг. произв. Ш. исполнялись на всех междунар. фестивалях совр. музыки (в Зальцбурге, 1924; Венеции, 1925; Женеве, 1929; Оксфорде, 1931). Изменившееся под влиянием революц. идей мировоззрение Ш. обусловило новые формы выражения, о чём свидетельствуют кантата «Манифест» на текст «Коммунистического манифеста» (по К. Марксу, 1932), цикл революц. песен «1917» (1933) и др. соч., рукописи которых Ш. позднее переслал в СССР (дважды был в СССР, в т.ч. на Междунар. конференции революц. музыкантов в 1933), а также симфонии Ш., созданные в последние годы жизни: 4-я (1937), посв. борцам за свободу республиканской Испании, 6-я, «Симфония свободы» (1941), посв. Красной Армии, 7-я, «Героическая» (не окончена) (1941). Наброски финала 7-й и эскизы 8-й симфоний Ш. записал в концентрационном лагере, где и умер; в 1-й части последнего соч. использована массовая песня Ш. на собств. текст, в которой выражена вера в справедливость и правое дело коммунизма. Наибольшую художеств. ценность представляют фп. произв. Ш. Ему принадлежат обработки чеш. нар. песен для голоса с фп. Б. ч. соч. Ш. не издана.
Соч.: опера (муз. трагикомедия) Пламя (Flammen, 1928; Брно, 1932); балеты - мистерия Огелала (Ogelala, Дессау, 1925), музыка к «Мещанину во дворянстве» Мольера (Прага, 1926, на её основе орк. сюита), тани. гротеск Женщина-лунатик (La Somnambule, 1925; Оксфорд, 1931); кантата для хора и орк. Манифест (Das Manifest, по К. Марксу, 1932, исп. в 1962, Прага), джаз-оратория (Н. М. S. Royal Oak, 1930); для орк. - 8 симфоний (1925, 1932, 1935, 1937, 1938; 6-я, Симфония свободы - Symfonie svobody, 1941; 7-я, Героическая - Eroica, 1941, не закончена; 8-я, 1942, эскизы); 2 симф. поэмы - Пейзажи (Landschaften, 1918) и Человечество (Menschheit, 1919), увертюры - Весёлая (Lustige Ouvertüre, 1913), Праздничная (Slavnostnн predehra, 1929), серенада (1914), Вариации на собств. 8-тактную тему (1919); для инструмента с орк. - концерты: 2 для фп. (1913; 1923, с малым орк.), двойной концерт для флейты и фп. со струн. орк. и 2 валторнами (1927), концерт для струн. квартета с дух. орк. (1930); камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп.: для скр., флейты, альт-саксофона, дуэт для скр. и влч., 2 струн. квартета (1924, 1925), струн. секстет (1924); для фп. - 4 сонаты (1918, 1924, 1926, 1927), 3 сюиты (3-я для левой руки, 1926), Остинато (6 пьес, 1923); песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ШУЛЬГОФ (Schulhoff) Юлиус (2 VIII 1825, Прага - 13 III 1898, Берлин) - чеш. пианист и композитор. Учился у З. Киша, И. Тедеско (фп.) и В. Я. Томашека (муз.-теоретич. предметы) в Праге. Дебютировал как пианист в Дрездене (сезон 1842/43), затем выступал в Париже, где познакомился с Ф. Шопеном, высоко оценившим его игру и музыку, в 1843 - в Лейпциге (в Гевандхаузе). С 1845 жил в Париже. Одно из первых изданных произв. Ш. - «Блестящее Allegro», посв. Шопену (1845). Концертировал во Франции и Австрии (1849-50), Великобритании, Испании (1851), в Польше и России (1853; на Украине, в Крыму). Преподавал в Париже фп. игру (1853-70), работал в Дрездене (с 1870), позднее в Берлине (с 1888, с 1897 профессор). Пианист-виртуоз, Ш. написал ок. 60 пьес для фп. в салонном стиле - 2 сонаты, балладу (издана в России П. И. Юргенсоном), 12 этюдов, 3 ноктюрна, экспромты, каприсы на венг. темы, танцы, в т. ч. мазурки «Польша» и «Воспоминания о Варшаве и Киеве» («Souvenir de Varsovie et Кiew»), ему принадлежат также фп. транскрипции чеш. нар. песен и др., а также обработки для фп. в 4 руки. З. Н. Гулинская.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ШУ..

ШИАЛТЫШ

ШИНДЛЕР

ШИШАКОВ

ШЛЕЙФЕР

ШЛУСНУС

ШМУЛЛЕР

ШНАБЕЛЬ

ШНАЙДЕР

ШНЕЙДЕР

ШНЕФОХТ

ШПЕРГЕР

ШПИЛЛЕР

ШТАЙНЕР

ШТАРКЕР

ШТИРИЕН

ШТОКМАН

ШТОМПКА

ШТРИМЕР

ШУЛЬГИН

ШУМСКАЯ

ШУШАНИЯ

ШЮНЕМАН

ЩЁЛОКОВ

ЭВФОНИЯ

ЭЙДИНОВ

ЭКОССЕЗ

ЭЛЬСНЕР

ЭНГЛУНД

ЭРДЕНКО

ЭРДУРАН

ЭСКОБАР

ЭСКЮДЬЕ

ЭСТРАДА

ЭСТРЕЛА

ЮЛДАШЕВ

ЮНИЦКИЙ

ЮРГУТИС

ЮРЕНЕВА

ЮРИСАЛУ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>