ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ - имитация в театре шумов и звуков окружающего мира или использование шумовых эффектов, не вызывающих конкретных жизненных ассоциаций. Ш. о. применяется с целью усиления художеств. воздействия спектакля, способствует созданию иллюзии реальности происходящего на сцене, повышает эмоциональное напряжение кульминаций (напр., Сцена грозы в «Короле Лире» Шекспира). В зависимости от спектакля различают Ш. о. «реалистическое» и условное, иллюстративное и ассоциативно-символическое. Типы «реалистич.» Ш. о.: звуки природы (пение птиц, шум прибоя, завывание ветра, гром и т. д.), шумы транспортные (стук колёс поезда и др.), батальные (выстрелы, взрывы), производственные (шум станков, моторов), бытовые (телефонный звонок, бой часов). Условное Ш. о. применялось в старинной вост. драме (напр., в японском театре кабуки; см. Театральная музыка), особенно широко оно используется в совр. театре. Ш. о. в лучших спектаклях органично сочетается с музыкальным. Звуко-шумовое оформление спектакля издавна включало выстрелы, петарды, громыхание, железного листа, звон оружия. В старых театр. зданиях (напр., в Останкинском театре графа Шереметева) поныне сохранились некоторые звуко-шумовые устройства. Большое значение придавалось Ш. о. в реалистич. театре К. С. Станиславского. В спектаклях МХАТа использовались разнообразные специально сконструированные шумовые аппараты - барабаны, фоновое железо, «треск», «громовой раскат», «ветер» и др.; ими управляли бригады шумовиков. Для Ш. о. широко применяют магнитную запись, радиотехнику (в т. ч. стереофонич. эффекты); обычно театр располагает шумовой фонотекой. Шумовые приборы используют лишь для создания наиболее распространённых шумов или для имитации шумов при записи их на плёнку (в случае трудности «работы на натуре»). Разнообразные шумы получают также с помощью электронных устройств.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия