РЕКВИЕМ (от первого слова лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный дай им, господи») - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. мессы отличается отсутствием некоторых частей («Gloria» - «Слава», «Credo» - «Верую»), вместо которых вводятся другие (вначале «Requiem», далее «Dies irae» - «День гнева», «Tuba mirum» - «Чудесная труба», «Lacrimosa» - «Слёзная», «Offertorio» - «Приношение даров», «Lux aeterna» - «Вечный свет» и др.) Само назначение и содержание Р. обусловливает его скорбно-трагич. характер. Как и месса, первоначально Р. складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон; при этом в выборе мелодий существовали разл. местные традиции. Уже в 15 в. стали появляться многогол. обработки этих мелодий. Первый такой Р., созданный композитором т.н. 1-й франко-фламандской школы Г. Дюфаи (1-я пол. 15 в.), не сохранился. Дошедший до нас Р. этого типа принадлежит композитору 2-й франко-фламандской школы Й. Окегему (2-я пол. 15 в.). Написанный для хора а cappella в традициях строгого полифонич. стиля, он ещё содержит «Credo» - часть, выпавшую в Р. последующих эпох. В жанре Р. работали мн. композиторы 16 в. во главе с О. Лассо и Палестриной. В 1570 рим. церковью был строго регламентирован состав Р. В 17-18 вв., в эпоху зарождения и развития оперы и утверждения гомофонно-гармонич. стиля, Р. превратился в крупное циклич. произв. для хора, солистов и оркестра. Канонизированные мелодии григорианского хорала перестали быть его интонац. основой, и вся его музыка стала сочиняться композитором. При господстве гомофонно-гармонич. склада полифония сохранила значение, но в новом качестве, вступив в органич. взаимосвязь с гармонич. функциональностью. Будучи по тексту связан с католич. церк. заупокойной службой, Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, звучит не в церквах, а в конц. залах. В 18 в. наиболее значит. произв. этого жанра написали итальянцы А. Лотти, Ф. Дуранте, Н. Йоммелли, А. Хассе (немец по происхождению), поляк М. Звешховский. Величайшим является Реквием Моцарта (1791) - последнее произв. композитора, законченное его учеником Ф. Зюсмайером. В Реквиеме Моцарта выражен глубокий мир человеческих переживаний с преобладанием скорбной лирики. К жанру Р. обращались мн. композиторы 19 в. Среди них - Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Г. Форе. Наиболее выдающиеся, получившие широкое распространение Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1873). Грандиозный, насыщенный революц. пафосом Реквием Берлиоза посв. памяти жертв Июльской революции 1830. Отличающийся красотой и богатством мелодики Реквием Верди, посв. памяти итал. поэта А. Мандзони, близок по стилю к его операм («Травиата», «Аида»). Особое место занимает «Немецкий реквием» Брамса (1868), написанный на нем. текст (вместо традиц. литургич. латинского). Не придерживаясь обычного состава реквиема, Брамс отобрал из Священного писания тексты, в которых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная стилю Брамса, пронизывает и это его произведение. Мн. совр. композиторы отдали дань жанру Р., в ряде случаев отказываясь от традиц. литургич. текста. В «Военном реквиеме» Бриттена (1962) литургич. лат. текст сочетается со стихотворениями англ. поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность. Это одно из наиболее выдающихся произв. совр. ораториально-симф. музыки. Р. советский композиторов не содержат к.-л. элементов традиц. текста; они тесно связаны с современностью, с революц. тематикой. В их числе: 3-я симфония - «Реквием» памяти В. И. Ленина (1933, сл. Н. И. Асеева) и Р., посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом» (1963, сл. Р. И. Рождественского), Кабалевского; «Реквием памяти В. И. Ленина» Ходжа-Эйнатова (1934, сл. М. А. Светлова); «Реквием памяти С. М. Кирова» Юдина (1935, слова композитора) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
РЕ..

ПФИЦНЕР

РЁНТГЕН

РАДЖАБИ

РАДИОЛА

РАЕЦКИЙ

РАЙСКИЙ

РАСТРУБ

РАТХАУЗ

РАХИМОВ

РАЦБАУМ

РАЧЮНАС

РЕАЛИЗМ

РЕБИКОВ

РЕБЛИНГ

РЕГИСТР

РЕГТАЙМ

РЕЙМАНН

РЕЙНЕКЕ

РЕКАШЮС

РЕМЕНЬИ

РЕПЕТТО

РЕПРИЗА

РЕСПИГИ

РЕШЕТИН

РИГОДОН

РИЗАНЕК

РИЗЕМАН

РИКОРДИ

РИНГБУМ

РИСАГЕР

РИСТОРИ

РИТМИКА

РИФЛИНГ

РОДЖЕРС

РОДЫГИН

РОЗАНОВ

РОЗЕНОВ

РОЗЕТКА

РОЙЗМАН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>