РЕНАСИМЬЕНТО (испан. renacimiento - возрождение) - движение за нац. возрождение в Испании в кон. 19 - нач. 20 вв. Р. охватило разл. стороны культурной, политич. и экономич. жизни. В обстановке культурного застоя и экономич. спада (вызван поражением Испании в войне с США, 1898) представители Р., т.н. поколение 98-го года (писатели, музыканты и др.), стремились к созданию нац. самобытной культуры. Выразителем идеалов этого движения в испанской музыке стал Ф. Педрель. Музыковед, композитор и фольклорист, Педрель в 1891 опубликовал манифест «За нашу музыку» («Роr nuestra musica»), в котором утверждал эстетич. позиции Р. Он пропагандировал эти принципы в музыковедч. работах и осуществлял творчески (оперная трилогия «Пиренеи» и др.). Эстетич. принципы Педреля реализовал И. Альбенис; его лучшие соч. - образцы подлинно нац. и в то же время самобытного стиля композитора. Воссоздавая в музыке характерные особенности разл. испан. областей и городов, Альбенис обращался к специфич. песенно-танц. жанрам, наиболее популярным среди жителей (в «Малаге» использован танец малагенья; в «Севилье» - севильяна и др.). Музыка Альбениса впитала своеобразие нар. музицирования, нар. вок.-речевые интонации, полиритмию (в фп. пьесах «Эль Поло» и «Триана»; обе из «Иберии»). Новизна его фактурных приёмов связана с воспроизведением на фп. звучания нар. инструментов - тамбурина, волынки, деревянных духовых и особенно гитары (приёмы: тремоло в сочетании с т.н. расгеадо - игрой аккордами, пунтеадо - отчётливое исполнение каждой ноты). Выражением нац. стиля является также фп. творчество Э. Гранадоса (фп. цикл «Испанские танцы», воссоздающий танц. жанры разл. областей Испании; особенно известен No 5, в основе которого - малагенья). Его фп. цикл «Гойески», основанный на нар. жанрах, связанных единством песни и танца (пьесы «Фанданго», «Маха и соловей»), - одно из высших достижений Р.; в вок. цикле «Тонадильи в старинном стиле» Гранадос возродил тонадилью. К видным деятелям Р. принадлежат X. Турина («Севильская симфония»; «Андалусийские сцены» для альта, фп. и струн. квартета, фп. пьесы «Праздник в Кордове» и «Гренадский пейзаж», отмеченные ярким нац. колоритом) и Б. П. Касас («Мурсийская сюита», основанная на нар. мелодиях Мурсии). Крупнейший композитор Р. - М. де Фалья. Если даже в лучших произв. Альбениса («Иберия») и Гранадоса («Гойески») ощущается региональность (использование юж. испан. муз. фольклора), то в музыке де Фальи впервые воплощён испан. характер в его общенац. проявлении, полностью свободном от местной ограниченности. Творчество де Фальи поставило испанский композиторскую школу в один ряд с др. зап.-европ. школами и принесло испан. музыке мировое признание. Соч. де Фальи отличаются глубиной проникновения в мелос, тонким отражением ладово-ритмич. особенностей нар. музыки; в незаконченной оратории «Атлантида», синтезирующей муз. фольклор разл. областей страны, композитор стремился выразить общенац. испан. характер. Эстетич. принципы Р. отразились и в исполнит. искусстве; они проявились в нац. характере репертуара музыкантов всех специальностей, исполнявших наряду с классич. произв. новые соч. совр. им испан. композиторов, в т.ч. собств. музыку. Много гастролировал в качестве пианиста И. Альбенис, участник т.н. Испанского трио и Испанского квартета. Он был исключит. интерпретатором собств. соч.; одним из лучших исполнителей его «Иберии», а также др. соч. был пианист X. Малатс (ему Альбенис посв. пьесу «Эль Поло»). С собств. фп. произв. выступали Гранадос и де Фалья, который для утверждения идей Р., пропаганды совр. ему испан. музыки создал в Мадриде в 1915 Нац. муз. общество. В числе интерпретаторов произв. Гранадоса, де Фальи и др. - пианисты Р. Виньес и X. Нин-и-Кастельянос (автор «Иберийских танцев», «Испанской сюиты» для скрипки и фп., обр. испан. нар. песен), X. Турина - участник Мадридского фп. квинтета. Выдающийся виолончелист П. Касальс, выступавший в течение 75 лет и сделавший испан. исполнит. искусство достоянием мировой муз. культуры, был организатором симф. оркестра (1920) и рабочего муз. общества (1924) в Барселоне. Среди дирижёров, исполнявших совр. испан. (а также классич. рус) музыку, - Э. Ф. Арбос и Б. П. Касас, руководители мадридских симф. и филармонич. оркестров. На музыку Альбениса, Гранадоса и де Фальи ставила испан. танцы балетмейстер Архентина (наст. имя и фам. - Антония Мерсе), прославившая нац. хореографию. Возрождение искусства игры на классич. (испан.) гитаре связано с деятельностью Ф. Тарреги - композиторской (соч. для гитары «Воспоминание об Аламбре», «Мавританский танец», вариации на тему хоты и др.), исполнительской и педагогической (учитель выдающихся гитаристов - М. Льобета, Э. Пухоля), а также Р. Сайнса де ла Маса. В эпоху Р. гитара получила мировое признание в качестве солирующего инструмента благодаря деятельности А. Сеговии, с искусством которого связан расцвет гитарного исполнительства. Он расширил выразит. и технич. возможности гитары, ввёл в репертуар гитариста классич. и совр. муз., в т.ч. посвященные ему оригинальные произв. крупнейших композиторов Испании и др. стран. Вслед за Педрелем в эпоху Р. выдвинулась плеяда музыковедов, внёсших значит. вклад в утверждение нац. искусства, в т.ч. Ф. Ольмеда, Р. Митхана, Х. Субира, А. Саласар.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия