РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО (Rio de Janeiro) - крупнейший культурный центр Бразилии, до 1960 её столица. 4857,7 тыс. жит. (1975). В период колонизации и португ. владычества был одним из гл. очагов распространения европ. культуры и католичества в Юж. Америке. С кон. 16 в., после окончат. завоевания бухты Р.-де-Ж. португальцами (1567), здесь стали возникать многочисл. церкви, давались религ. представления, в которых значит. роль отводилась музыке. В 18 в. культурная жизнь сосредоточилась, помимо церквей, в домах богатых миссионеров, где проходили концерты музыкантов-любителей, гастролёров и изредка ставились спектакли с музыкой. В 1748 падре Вентура осн. первый в Бразилии муз.-драм. театр «Дом оперы» (в нач. 70-х гг. 18 в. театр сгорел), на сцене которого выступали европ. драм. и оперные, гл. обр. итал., труппы. В 1776 был открыт театр «Новая опера». Роль Р.-де-Ж. как культурного центра возросла после отделения Бразилии от Португалии и провозглашения независимости (1822), когда город стал столицей Бразильской империи. При имп. дворе была создана постоянная капелла, давались оперы (на итал. и португ. языках) и хореографич. представления. Первый император Бразилии Педру I был композитором-любителем; он написал музыку «Гимна независимости» (исп. в 1822 в «Доме оперы»). В 1813 по инициативе работавшего в Бразилии португ. комп. М. Португала был открыт театр «Сан-Жуан» (впоследствии Королевский театр). Здесь состоялись премьеры ряда его опер, регулярно выступали итал. оперные и франц. балетные труппы. В 1841 браз. композитор и муз.-обществ. деятель P. M. да Силва основал в Р.-де-Ж. первую в Бразилии Королевскую консерваторию, ставшую центром муз. образования в стране. С 60-х гг. силами её педагогов и студентов давались оперные спектакли, в частности была пост. одна из первых нац. опер - «Ночь в замке» К. А. Гомиса (1861). В 1890 консерватория преобразована в Нац. институт музыки. Под рук. директоров Л. Мигиса (1890-1902) и А. Непомусену (1902-16) институт стал одним из ведущих муз. уч. заведений континента. В кон. 19 - нач. 20 вв. возник ряд конц. организаций, в т. ч. Об-во популярных концертов (1887), содействовавшее демократизации муз. жизни, пропаганде классич. музыки, и Об-во симф. концертов (1908), впервые организовавшее систематич. симф. концерты (8-10 концертов ежегодно). Основатель и руководитель (до 1933) Об-ва симф. концертов Ф. Брага способствовал росту проф. уровня оркестра. Королевский театр после провозглашения федеративной республики (1889) фактически прекратил деятельность. В 1909 был открыт Муниципальный театр («Театру мунисипал»), ставший в 20 в. гл. муз. сценой страны. Т-р не имел собств. труппы, здесь проводились т. н. сезоны междунар. лирич. театра, привлекавшие известных европ. исполнителей. В 1-й пол. 20 в. большое влияние на оживление муз. жизни Р.-де-Ж. оказали работавшие здесь крупнейшие браз. комп. Э. Вила Лобос и О. Л. Фернандис. Проходившие в Р.-де-Ж. премьеры их соч. были важным событием муз. жизни. В 1925 Фернандис организовал Хор. общество, в концертах которого впервые прозвучали мн. классич. произв., а также соч. браз. композиторов. Вила Лобос с 1931 руководил осуществлением обширной программы перестройки муз. воспитания и образования. В 1930 Н. Синтра осн. Филармонич. оркестр, который в 1932 слился с оркестром Об-ва симф. концертов; образовался Муниципальный оркестр (под рук. В. Б. Маркса). В 1940 по инициативе дир. Ж. Сикейры создан Нац. симф. оркестр (получал субсидию от правительства), ставший ведущим исполнит. коллективом страны. Оживилась также деятельность Муниципального театра (образовались постоянные оркестр, хор и кордебалет), в репертуар которого постепенно включались нац. опера и балет. В 1930 Нац. институт музыки вошёл в состав Браз. университета как самостоят. ф-т, с 1937 - Нац. школа музыки Браз. университета. Параллельно действует Браз. консерватория (открыта в 1936). Среди педагогов обоих уч. заведений - значит. число иммигрантов (из Германии и др. стран), переселившихся в Р.-де-Ж. во время 2-й мировой войны 1939-45. В нач. 40-х гг. по инициативе Вила Лобоса возник ряд новых организаций, ставших очагами нац. культуры: Нац. консерватория хор. пения (1942), готовящая преподавателей музыки, Центр фольклорных исследований (1943), Браз. академия музыки (1945), носящая имя О. Л. Фернандиса. Ещё с 30-х гг. предпринимались попытки создания проф. объединения музыкантов, в 1954 учреждён Союз музыкантов (объединение композиторов, исполнителей, педагогов). В 1960 по инициативе прогрессивных муз. деятелей во главе с Сикейрой и Ф. Миньони, а также П. ди Асисом и Эстрелой был осн. Орден музыкантов Бразилии (позже разделился на Объединение браз. композиторов и Объединение музыкантов). Несмотря на перенесение столицы в г. Бразилия (1960) и выдвижение на первый план Сан-Паулу как крупнейшего по численности населения и концентрации промышленности города Бразилии, Р.-де-Ж. сохраняет значение ведущего муз. центра страны. Здесь регулярно проводятся крупные муз. мероприятия - междунар. муз. фестивали, междунар. конкурсы инструменталистов (с 1957 - пианистов, с 1965 - также скрипачей) и вокалистов (с 1963), Фестиваль им. Э. Вила Лобоса. Организацией муз. мероприятий занимаются Конц. ассоциация, Нац. ассоциация музыки, Ассоциация хор. пения, а также частные импресарио, большинство контор которых расположено в Р.-де-Ж. Здесь сконцентрированы осн. артистич. силы страны, гастролируют крупные коллективы и солисты из Европы и Америки. Единственной в стране проф. труппой располагает Муниципальный театр (в 70-х гг. она пополнилась одарёнными браз. артистами). Под рук. ведущих браз. дирижёров М. Точареса и Э. ди Карвалью возросло мастерство Нац. оркестра. Важное место в муз. жизни Р.-де-Ж. занимают концерты эстр. музыки, песни, а также традиц. карнавалы, в которых принимают участие сотни тысяч людей. Помимо названных коллективов, в Р.-де-Ж. имеются 2 хора, струн. квартет и др. Здесь находятся (при Нац. школе музыки) лучшие в стране муз. библиотека (более 25 тыс. томов) и коллекция муз. инструментов, работает Музей Вила Лобоса (издаёт исследования о творчестве композитора, пропагандирует его музыку). В Р.-де-Ж. издаются (нерегулярно) журн. «Revista de Musica Popular» (с 1954), «Revista brasileira de Musica» (с 1962). Лит. см. при ст. Бразильская музыка. M. M. Яковлев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
РИ..

НГУЕН ДИНЬ ТАН

НИССЕН-САЛОМАН

ОБРАЩЕНИЕ ТЕМЫ

ОПЕРА СПАСЕНИЯ

ОПЕРА-ВОДЕВИЛЬ

ОРГАННЫЙ ПУНКТ

ПАВЛОВ-АРБЕНИН

ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД

ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ

ПЕТЕЛИН-ГАЛЛУС

ПЕХОТНЫЙ РОЖОК

ПЛАСА АЛЬФОНСО

ПОЛИСТИЛИСТИКА

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

ПУТЕВОЙ РАСПЕВ

РАЗДЕЛЬНОРЕЧИЕ

РАМОН-И-РИВЕРА

РИМСКАЯ ПРЕМИЯ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

РОЖОК ПАСТУШИЙ

РОЖОК ПОЧТОВЫЙ

РОСТОВ-НА-ДОНУ

РУССКАЯ МУЗЫКА

РУССКИЕ СЕЗОНЫ

САЛАС-И-КАСТРО

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ

СОНАТНАЯ ФОРМА

СТАРОКАДОМСКИЙ

СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ

СХОЛА КАНТОРУМ

ТОМОВА-СИНТОВА

ТРИТОНОВЫЙ ЛАД

ФИНСКАЯ МУЗЫКА

ФОДОР-МЕНВЬЕЛЬ

ФРЕЙТАШ БРАНКУ

ФРИГИЙСКИЙ ЛАД

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>