РОЛЛАН (Rolland) Ромен (29 I 1866, Кламси - 30 XII 1944, Везле) - франц. писатель, музыковед и обществ. деятель. Род. в семье нотариуса. Окончил в 1889 «Эколь нормаль» в Париже, 2 года изучал археологию во франц. школе в Риме. В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» («Les origines du theatre lyrique moderne. Histoire de l'opera en Europe avant Lully et Scarlatti», премия Флорентийской академии, 1896). С 1897 профессор (история музыки) «Эколь нормаль», в 1902-12 - Сорбонны, по заданию которой организовал и возглавил муз. секцию Школы высших социальных исследований (выступал с лекциями и докладами по истории музыки). В сотрудничестве с Ж. Комбарьё, П. Обри, А. Гастуэ, А. Пирро, А. Экспером основал журн. «Revue d'histoire et critique musicales», постоянно участвовал в этом издании. В 1901-10 опубликовал ряд исследований и этюдов по истории оперы, монографич. работы (о Л. Бетховене, Г. Ф. Генделе, Ж. Б. Люлли, Р. Штраусе, К. Дебюсси, К. Сен-Сансе и др.), критич. статьи. В них определился науч. метод Р., сложилась манера изложения зрелого и оригинального учёного - вдумчивого исследователя и в то же время эмоционального художника. Во время 1-й мировой войны 1914-18 обосновался в Швейцарии, стремясь быть «в стороне от схватки» (так озаглавлена одна из его книг, изданная в 1917). Р. с интересом следил за успехами социалистич. движения, однако его восприятие идей социализма было романтически расплывчатым. С 1922 жил в г. Вильнёв. В 1935 посетил СССР. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 и нем.-фашистской оккупации Франции горячо сочувствовал Движению Сопротивления. В эти годы он закончил многотомное исследование о Л. Бетховене, над которым работал ок. 20 лет. Крупный учёный, тонкий музыкант, Р. был выдающимся муз. писателем. Для него характерно глубокое изучение первоисточников, рассматриваемых им в связи с историей обществ. развития, с духовной культурой общества, умение выпукло очертить облик художника, оживить его для читателей, дать яркое представление о муз. стиле на конкретных образцах. Серьёзные историч. и теоретич. обобщения Р. преподносил читателю в яркой лит. форме, делая их не только доступными, но и увлекательными. Особое внимание уделял он Бетховену (капитальные работы о нём), Генделю, проблемам прогрессивного оперного искусства. Вопросы музыки занимают большое место и в лит. творчестве Р.: «Жан Кристоф» (1904-12; Нобелевская пр., 1915) - роман о выдающемся музыканте (здесь нашли отражение впечатления от личности Бетховена); в повести «Кола Брюньон» (1914, опубл. 1918) Р. опирается на эпистолярный стиль Орландо Лассо (повествование Кола напоминает по языку и манере письма Лассо); в драм. произв. Р. музыке отведена значит. роль. По существу для Р. его собств. художеств. и музыковедч. деятельность сливались воедино (одна влияла на другую). Исследования Р. неоднократно переводились в СССР, пользуются признанием и популярностью. Р. поддерживал связи с сов. издательствами не только как писатель, но и как музыковед, встречался и переписывался с сов. учёными. Воззрения Р., его метод исследования, интересы, симпатии и вкусы близки советский музыковедению.
Соч.: Vie de Beethoven, P., 1907 (рус. пер. - Жизнь Бетховена, М., 1937, то же, Собр. соч., т. 2, М., 1954); Musiciens d'autrefois, P., 1908 (рус. пер. - Музыканты прошлых дней. П., 1923, то же, Собр. музыкально-исторических соч., т. 4, М., 1938); Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер. - Музыканты наших дней, Л., 1923, то же, Собр. музыкально-исторических соч., т. 5, М., 1938); Haendel, Р., 1910 (рус. пер. - Г. Гендель, М., 1931, то же, Собр. соч., т. 17, Л., 1935); L'opera au XVIIe siecle en Italie, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du conservatoire…, fondateur A. Lavignac, partie I, [v. 2], P., 1913; Les origines de l'opera allemand, там же; L'opera anglais au XVIIe siecle, там же, partiel, [v. 3], 1913 (рус. пер. - Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931); L'opera du XVIIe siecle en France, там же, partie I, [v. 3], P., 1913; Voyage musical aux pays du passй, P., 1919 (рус. пер. - Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935); Beethoven. Les grandes йpoques creatrices, [ч. 1] - De l'Heroique а l'Appassionata, P., 1928 (рус. пер. - Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Appassionata», Собр. соч., т. 15, Л., 1933, то же, Собр. муз.-историч. соч., т. 7, М., 1938), то же, [ч. 2] - Goethe et Beethoven, P., [1930] (рус. пер. - Гёте и Бетховен, Собр. соч., т. 15, Л., 1933, то же, Избр. произв., М., 1936), то же, ч. [3] - Le chant de la resurrection. La messe sollennelle et dernieres sonates, v. 1-2, P., [1937] (рус. пер. главы Большая соната, op. 106, «CM», 1970, No 1-2), то же, [ч. 4] - La cathedrale interrompue, v. 1-3 [v. l - La neuvieme symphonie; v. 2 - Les derniers quatuors; v. 3 - Finita comoedia], P., 1943-45 (рус. пер. - Незавершенный собор: Девятая симфония. Finita comoedia, Собр. соч., т. 12, М., 1957), то же, [ч. 5]- Les aimees de Beethoven, P., [1949-50], и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
РО..

РЕЙНАК

РЕЙНЕР

РЕЙНИЦ

РЕЙТЕР

РЕПИНА

РЕФРЕН

РИГГЕР

РИДЕЛЬ

РИЗОЛЬ

РИСЛЕР

РИСТИЧ

РИТТЕР

РИХТЕР

РОБСОН

РОГОВЫ

РОЖНОВ

РОЗВОД

РОЗИНГ

РОКОКО

РОМАНИ

РОМАНС

РОНСАР

РОПАРЦ

РОСПЕВ

РОСТАН

РОТАРУ

РОХЛИЦ

РУБИНИ

РУБЦОВ

РУЛАДА

РУСНАК

РУТИНИ

РЫБНОВ

РЫВКИН

РЫЖКИН

РЫТЕЛЬ

РЯДНОВ

РЯУЗОВ

САГАЕВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>