СКЕРЦО (итал. scherzo, букв. - шутка). 1) В 16-17 вв. распространённое обозначение трёхголосных канцонетт, а также одноголосных вок. пьес на тексты игривого, шуточного характера. Образцы - у К. Монтеверди [«Музыкальные скерцо» («шутки») - «Sherzi musicali, 1607], А. Брунелли (3 собрания 1-5-гол. скерцо, арий, канцонетт и мадригалов -»Scherzi, Arie, Canzonette e Madrigale», 1613-14 и 1616), Б. Марини («Скерцо и канцонетты на 1 и 2 голоса» - «Scherzi e canzonette а 1 е 2 voci», 1622). С нач. 17 в. С. становится также обозначением инстр. пьесы, близкой к каприччо. Авторами таких С. были А. Троило («Симфонии, скерцо…» - «Sinfonie, scherzi», 1608), И. Шенк [«Музыкальные скерцо (шутки)» - «Scherzi musicali» для виолы да гамба и баса, 1700]. С. вошло и в инстр. сюиту; в качестве части сочинения типа сюиты встречается у И. С. Баха (Партита No 3 для клавира, 1728). 2) С кон. 18 в. одна из частей (обычно 3-я) сонатно-симф. цикла - симфонии, сонаты, реже концерта. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена муз. мыслей, вносящая элемент неожиданного, внезапного и роднящая жанр С. с каприччо. Подобно бурлеске, С. часто представляет выражение в музыке юмора - от весёлой игры, шутки до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих, демонич. образов. С. обычно пишутся в 3-частной форме, в которой собственно С. и его повторение перемежаются трио более спокойного и лирич. характера, иногда - в форме рондо с 2 разл. трио. В раннем сонатно-симф. цикле третьей частью был менуэт, в сочинениях композиторов венской классич. школы место менуэта постепенно заняло С. Оно непосредственно выросло из менуэта, в котором появились и начали всё более выступать черты скерцозности. Таковы менуэты поздних сонатно-симф. циклов Й. Гайдна, некоторых ранних циклов Л. Бетховена (1-я фп. соната). Как обозначение одной из частей цикла термин «С.» впервые применил Й. Гайдн в «русских квартетах» (ор. 33, No 2-6, 1781), однако эти С. по существу не отличались ещё от менуэта. На раннем этапе формирования жанра обозначение С. или Scherzando порой носили финальные части циклов, выдержанные в чётных размерах. Классич. тип С. сложился в творчестве Л. Бетховена, который оказал этому жанру явное предпочтение перед менуэтом. Это определялось выразит. возможностями С., намного более широкими сравнительно с менуэтом, ограниченным преим. сферой «галантных» образов. Крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симф. цикла на Западе явились в последующее время Ф. Шуберт, который, однако, наряду со С. применял и менуэт, Ф. Мендельсон-Бартольди, тяготевший к своеобразной, порождённой сказочными мотивами особо лёгкой и воздушной скерцозности, и А. Брукнер. В 19 в. в С. зачастую использовались темы, заимствованные из фольклора др. стран («Шотландская» симфония Ф. Мендельсона-Бартольди, 1842). Богатое развитие С. получило в рус. симфонии. Своеобразное нац. претворение этому жанру дали А. П. Бородин (С. из 2-й симфонии), П. И. Чайковский, который включил С. почти во все симфонии и сюиты (3-я часть 6-й симфонии не носит назв. С., но по существу является С., черты которого объединены здесь с чертами марша), А. К. Глазунов. С. содержат мн. симфонии советский композиторов - Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др. 3) В эпоху романтизма С. стало и самостоят. муз. пьесой, гл. обр. для фп. Первые образцы таких С. близки к каприччо; подобного рода С. создавал уже Ф. Шуберт. По-новому трактовал этот жанр Ф. Шопен. В его 4 фп. С. исполненные высокого драматизма и зачастую мрачные по колориту эпизоды чередуются с более светлыми лирическими. Фп. С. писали также Р. Шуман, И. Брамс, из русский композиторов - М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др. Встречаются С. и для др. солирующих инструментов. В 19 в. С. создавались и в виде самостоят. орк. пьесы. В числе авторов таких С. - Ф. Мендельсон-Бартольди (С. из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (С. «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
СК..

САРЬЯН

СБЫРЧА

СЕЙШАС

СЕКСТА

СЕМКОВ

СЕМПЕР

СЕНАЙЕ

СЕНИЦА

СЕНКАР

СЕПТЕТ

СЕРАТО

СЕРЕДА

СЕРКИН

СЕРОВА

СЕЧКИН

СИГЕТИ

СИДНЕЙ

СИКАРД

СИМОНИ

СКОКОВ

СКОРИК

СКОТТО

СКОТУС

СКУЛТЕ

СЛАВИК

СЛАТИН

СЛЕЗАК

СЛОВАК

СЛОНОВ

СМОЛИЧ

СМЫЧОК

СОЛИВА

СОЛТЫС

СОМЕРС

СОММЕР

СОНАТА

СОННЕК

СОПЕЛЬ

СОРОКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>