СЛОНИМСКИЙ (Slonimsky) Николай Леонидович [р. 15 (27) IV 1894, Петербург] - американский музыковед, лексикограф, композитор, дирижёр и пианист. В 1908-1916 учился в Петерб. консерватории у И. А. Венгеровой (фп.), В. П. Калафати (гармония) и М. О. Штейнберга (инструментовка). С 1920 концертировал как пианист-солист и аккомпаниатор в странах Европы. С 1923 живёт в США, с 1964 - в Лос-Анджелесе. Выступал как дирижёр в США и др. странах (некоторые совр. произв. впервые исполнены под его управлением, в т.ч. сочинения Ч. Айвса, музыку которого он активно пропагандировал), руководил основанным им камерным оркестром в Бостоне (1927-34). Преподавал в муз. школах, колледжах и университетах, в т.ч. в Калифорнийском университете (1964-1967). Редактор муз. энциклопедии О. Томпсона (4-8-е изд.), биографич. словаря музыкантов Т. Бейкера (дополненное 5-е изд. 1958 и приложения 1965 и 1971, 6-е дополненное изд. 1979), писал статьи для мн. словарей и энциклопедий, составил своеобразный «Лексикон музыкальных инвектив…» (собрание негативных высказываний музыкантов о творчестве композиторов со времён Л. Бетховена). Капитальный труд С. - «Музыка с 1900» (хронология муз. событий 20 в.). Нововведения С. в технике композиции и муз. терминологии (напр., пандиатоника - равноправное применение 7 звуков диатонич. гаммы в мелодич., контрапунктич. и гармонич. комбинациях) обоснованы в его трактате «Тезаурус звукорядов и мелодических фигураций», а также в словаре муз. терминов 20 в. (вошёл в 4-е изд. «Музыки с 1900»). Автор муз. сочинений гл. обр. малых форм (б. ч. объединены в сюиты или циклы пьес); среди них - произв. на рус. темы (в т.ч. 4 рус. мелодии для кларнета и фп., 1937). Издал (с собств. переводами текстов на англ. яз.) сб. «50 русских романсов от Глинки до Шостаковича» («50 Russian art songs from Glinka to Shostakovich», v. 1-3, 1949-51). В 1962 и в 1979 приезжал в СССР.
Соч.: балет Принц отправляется на охоту (Prince goes a-hunting, 1925, Рочестер, шт. Нью-Йорк); для орк. - Увертюра на древнегреческую тему (1933); вариации на браз. тему Мой воздушный шарик (My toy balloon, для орк. и 100 одновременно лопающихся на sforzando игрушечных воздушных шаров, 1942, первонач. для фп., 1941); инстр. дуэты, в т.ч. сюита для влч. и фп. (1950); пьесы для фп., в т.ч. Этюды в чёрном и белом (Studies in black and white, 1928); 50 мини-этюдов (50 Minitudes, 1973); циклы романсов для голоса с фп., в т.ч. на тексты из объявлений и с надгробных памятников; бесконечный канон (по Мёбиусу; для сопрано и тенора, фп. ad libitum, 1965); Маленькая сюита для ансамбля дух. и ударных инструментов (аранжировка 8 из 11 фп. Этюдов в черном и белом). Лит. соч.: Music since 1900, N. Y., 1937, 1971; Music of Latin America, N. Y., 1945, 1972; Thesaurus of scales and melodic patterns, N. Y., 1947; The road to music, N. Y., 1947, 1960; A thing or two about music, N. Y., 1948; Lexicon of musical invective. Critical assults on composers since Beethoven's time, N. Y., 1953.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович (р. 12 VIII 1932, Ленинград) - советский композитор и пианист. Кандидат искусствоведения (1963). Засл. деят. искусств РСФСР (1978). В 1955 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у О. А. Евлахова, по фп. - у В. В. Нильсена, в 1958 там же аспирантуру. С того же года преподаватель консерватории по классу композиции (с 1976 профессор). Музыка С. отмечена разнообразием жанров, тяготением к новым выразит. средствам, своеобразным преломлением рус. муз. фольклора.
Соч.: оперы - Виринея (по Л. Н. Сейфуллиной, 1967, Ленингр. Малый театр оперы и балета, Моск. муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), Мастер и Маргарита (камерная опера по М. А. Булгакову, 1970-72), Мария Стюарт (1978); балет - Икар (либр. Ю. И. Слонимского, 1971, Большой театр); кантата - Голос из хора (сл. А. А. Блока, 1963-65); для орк. - 2 симфонии (1958, 1977), Драматическая песнь (1974), концерт для симф. оркестра, 3 электрогитар и солирующих инструментов (1973), Праздничная музыка для балалайки, ложек и симф. орк. (1975), Симфонический мотет (1976); для камерного орк. - концерт-буфф (1964); камерно-инстр. ансамбли - для альта и фп. - сюита (1959); для влч. и фп. - 3 пьесы (1964); Антифоны для струн. квартета (1968), Диалоги для квинтета духовых (1964), Экзотическая сюита для 2 скр., 2 электрогитар, саксофона и ударных (1976); для фп. -колористическая фантазия (1972); для скр. (соло) - соната (1960); для хора a cappella - 2 рус. песни (1968), Вечерняя музыка (1973), 4 рус. песни (1974); для голоса с фп. (а также с др. инструментами) - циклы Весна пришла (сл. япон. поэтов, 1958), Песни вольницы (сл. рус. нар. песен, 1959; орк. ред. - 1961), Польские строфы (сл. Е. Рейна, 1964), Прощание с другом в пустыне (по др.-вост. эпосу о Гильгамеше, 1966), Монологи (из др.-вост.. лирики, 1967), Весёлые песни (сл. Д. Хармса, 1971), романсы на стихи А. А. Ахматовой (1969, 1974), 4 стихотворения О. Мандельштама (1974), Песни трубадуров (слова старофранц. поэтов, 1975), Песнь песней (из др.-вост. лирики, 1975), музыка к спектаклям драм. театров, кинофильмам и др. Лит. соч.: Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1964; «Песнь о земле» Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СЛОНИМСКИЙ Юрий Иосифович [13 (26) III 1902, Петербург - 23 IV 1978, Ленинград] - сов. балетовед, драматург-сценарист. Чл. КПСС с 1944. В 1918 учился в Школе рус. драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петерб. театр. балетного уч-ща А. Н. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). В 1924 окончил юридич. ф-т Петрогр. университета. С 1920 начал выступать с докладами о балете. В 1922-24 и 1932-61 науч. сотрудник Ленингр. института истории искусств (ныне Ленингр. институт театра, музыки и кинематографии), консультант ряда спектаклей Ленингр. театра оперы и балета и вечеров экспериментальной группы «Молодой балет». Первые рецензии о балетных спектаклях опубликовал в 1919 под псевд. Мамонтов Ю. («К окончившим Государственное балетное училище», «Бирюч», П., 1919, No 19/20, с. 353-356). Автор св. 400 статей по вопросам теории и практики хореографии. Написал сценарии к ряду балетов, в т. ч. «Ночь перед Рождеством» и «Весенняя сказка» (1937) Асафьева, «Соловей» Крошнера (1939), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1940) и «Юность» (1949) Чулаки, «К солнцу» Я. Калниня (1941), «Манон Леско» на музыку Массне (1948), «Семь красавиц» (1952) и «Тропою грома» (1957) Караева, «Лейли и Меджнун» Баласаняна (1953), «Весенняя гроза» Кабалевского (1957), «Берег надежды» Петрова (1959), «Икар» С М. Слонимского (1965). С 1932 преподавал в Ленингр. хореографич. уч-ще. Вместе с И. И. Соллертинским разработал первые программы по спец. предметам; с А. В. Лопуховым и др. педагогами уч-ща работал над учебником «Основы характерного танца» (М.-Л., 1939); в 1937 вместе с Ф. В. Лопуховым организовал при уч-ще первое в истории балетного театра балетмейстерское отделение (читал там курс анализа балетного спектакля). С 1962 профессор балетмейстерского ф-та Ленингр. консерватории. Редактор книг и автор вступит. статей к ним: «Основы характерного танца» А. В. Лопухова, А. В. Ширяева, А. И. Бочарова (1939), «Воспоминания балетмейстера» А. Глушковского (1940), «Из архива балетмейстера» И. Вильберха (1948), «Письма о танце и балете» Ж. Ж. Новера (пер. с франц., С, 1965), «Против течения. Воспоминания балетмейстера» М. Фокина (1962) и др. Автор предисловия к кн.: «Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи» (1971). Почётный доктор Парижского университета танца (1959).
Соч.: «Жизель», Л., 1926; «Сильфида». [Историко-хореографический очерк], Л., 1927; «Дон Кихот», [Л.], 1934; «Ледяная дева» («Сольвейг»), Л., 1934, 1936; «Щелкунчик», [Л.], 1934, 1936; «Египетские ночи», «Шопениана», «Карнавал» (краткое либр. и очерк о M. M. Фокине), [Л.], 1935; «Петрушка» (либр., пояснения к постановке и критич. очерк о творчестве Стравинского), Л., 1935 (совм. с М. Друскиным); Мастера балета. К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л, Иванов, М. Петипа, М.-Л., 1937; Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М.-Л., 1950; П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М., 1958; «Тщетная предосторожность», Л., 1961; «Лебединое озеро» П. Чайковского, Л., 1962; Семь балетных историй, [Л., 1967]; В честь танца, М., 1968; «Жизель». Этюды, Л., 1969; Балетные строки Пушкина, Л., 1974; Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977; The Bolshoi theatre. Ballet. Notes, M., 1956, под назв. The Bolshoi ballet. Notes, 1963. Г. Ю. Бродская.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
СЛ..

САНТОРСОЛА

САСНАУСКАС

САХНОВСКИЙ

СВАРОВСКИЙ

СВЕРДЛОВСК

СЕНКОВСКИЙ

СЕПТАККОРД

СЕРЕБРЯКОВ

СИГМЕЙСТЕР

СИЛЬВЕСТРИ

СИПОЛНИЕКС

СКОРДАТУРА

СКУПЕВСКИЙ

СКЬЕЛЛЕРУП

СЛАВЕНСКИЙ

СЛАВИНСКИЙ

СЛАВЯНСКИЕ

СЛИВИНСКИЙ

СЛОБОДЯНИК

СМОЛЕНСКИЙ

СМОЛЯНСКИЙ

СОВИНЬСКИЙ

СОКАЛЬСКИЙ

СОКОЛЬСКИЙ

СОЛОМОНОВА

СОЛЬФЕДЖИО

СОПРАНИСТЫ

СПЕНДИАРОВ

СПЕРАНСКИЙ

СПРИНГДАНС

СТЕНХАММАР

СТЕФАНОВИЧ

СТИЛИЗАЦИЯ

СТОГОРСКИЙ

СТОКОВСКИЙ

СТОЛЯРСКИЙ

СТРАДИВАРИ

СТУЧЕВСКИЙ

СУБИРА ПУЧ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>