СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА. Географическое положение Словении и особенности её историко-культурного развития определили характер С. м., в т.ч. её муз. фольклора. В нём ясно выступают областные различия, особые ветви составляет фольклор приморско-истарский, специфический альпийский и меджимурский (вост. части Словении). В нар. песнях и танцах есть общие черты с нем.-австр. и венг. нар. музыкой. Нар. С. м. разнообразна по жанрам; сохранились разл. обрядовые песни, в т.ч. связанные с языческими праздниками (коледы), историч. песни, бытуют также героико-эпич. песни, импровизированные плачи и причитания (т.н. нарокованье), шуточные, детские и воен. песни; оригинальны нар. баллады и муж. любовные песни, отличающиеся строгостью лирич. высказывания. Распространено многогол. пение, в т.ч. мужское (3-, 4- и 5-голосие гармонич. склада) и смешанное (до 5 голосов, с элементами имитац. полифонии); часто встречается 2-голосие - в терцию и сексту, а также с бурдонным ниж. голосом. Для б. ч. песен типичны 7-ступенные диатонич. лады, более распространён натуральный мажор, чем минор, в старинных напевах встречается пентатоника; для мелодики характерны скачки на широкие интервалы, в т.ч. на сексту, тритон, септиму, ходы по аккордовым звукам. Ритмич. строение чёткое, типичны мелкие 5-дольные размеры и переменные метры, сочетающие 2-и 3-дольные; преобладает силлабич. принцип. Среди музыкальных инструментов в народной практике распространены различные виды фрулы, рог, губная гармоника; народный оркестр обычно включает скрипку (или гармонику), кларнет и смычковый инструмент типа контрабаса. Проф. С. м. развивалась в русле зап.-европ. культуры (в 8-9 вв. словенцы попали в многовековую зависимость от герм. княжеств, в 13-14 вв. - от династии Габсбургов). В ср.-век. словен. городах и при дворах феодалов было распространено искусство трубадуров, миннезингеров, вагантов и др. бродячих музыкантов - носителей устной нар. традиции. Очагами развития проф. музыки становятся монастыри (с 12 в.) и гор. певч. школы при церквах (существуют с 13 в. в Мариборе, Горице, Любляне). Центром религ. муз. культуры была церковь св. Николая (Любляна), значение которой особенно возросло, когда она стала кафедральным собором (1461) и при нём было создано неск. певч. школ. Многие словен. музыканты 15-16 вв. работали в Вене, Базеле, Праге и др. европ. городах - Ю. Слатконя, Б. Праспергиус, М. Глобокар, М. Воглар, А. Легат, писавшие гл. обр. церк. вок. полифонич. музыку. Крупнейший словен. композитор 16 в., приобретший европ. известность, - Я. Галлус. В своих мессах, мотетах, мадригалах он развивал традиции нидерл. и особенно венецианской полифонич. школ, в некоторые сочинения вводил словенские народные мелодии; творчество Галлуса, сочетавшего принципы развитого стиля вокальной полифонии с нарождавшимся гомофонным стилем, - важное явление в музыкальной культуре европейского Возрождения. В эпоху Реформации и распространения протестантизма в народе возникли многие т.н. пунтарске песни, близкие нем. протестантскому хоралу. Один из крупных словен. музыкантов, деятелей протестантского движения - П. Трубар (работал в городах Словении и в Вене), опубликовавший первый словен. сборник церк. песен (1567). В Любляне, ставшей центром Крайнской земли (2-я пол. 16 в.), заметно оживляется муз. жизнь: большое значение приобрела т.н. сословная Лат. школа, где преподавалась и музыка; наряду с католич. и протестантскими певч. школами видную роль в развитии светского муз. искусства начинают играть т.н. городские трубачи (с 1537), сохранившие значение до сер. 18 в.; развивается и искусство мейстерзингеров. На рубеже 16-17 вв. муз. жизнь активизируется и в др. городах (Крань, Тржич, Идрия, Целе, Pтуй). В Любляне в связи с Контрреформацией вновь возрастает роль кафедрального собора св. Николая благодаря деятельности его епископа Т. Хрена, уделявшего особое внимание подготовке музыкантов-исполнителей; определённая заслуга в развитии муз. жизни принадлежит иезуитам, основавшим люблинскую иезуитскую гимназию, к-рая стала также муз. школой. В Любляне ставились т.н. иезуитские «школьные драмы» и религ. драмы с музыкой, мистерии; исполнялись крупные произв. духовной музыки известных мастеров 16-17 вв. Выдвигаются местные учителя пения, органисты, канторы, а также композиторы - И. Пош (Похиус), Г. Плавец (Плауц), Й. Б. Долар, писавшие инстр. музыку, вок. церк. и светские сочинения; в их творчестве наряду с полифоническими развиваются новые жанры гомофонной музыки. Со 2-й пол. 17 в. в Любляне стали гастролировать итал. оперные труппы; по инициативе графа В. Э. Ауэрсперга приезжие итал. артисты не только давали оперные спектакли, но и ставили оперы силами местных музыкантов-любителей. С 18 в. итал. оперные труппы выступали в Любляне регулярно (исполняли оперы Й. А. Хассе, Б. Галуппи, Н. Пиччинни и др.). Спектакли шли во дворце Ауэрсперга, в гор. ратуше; иезуиты ставили «школьные драмы» в летнем театре «Под Турном» (близ Любляны). В 1765 открыт Сословный театр (здесь ставились и драм. спектакли). Важную роль в муз. жизни Словении 18 в. играла Филармонич. академия (осн. в 1701 в Любляне Я. Б. Хёффером; одна из старейших в Европе), имевшая оркестр и хор, в которые входили музыканты-профессионалы и любители из всех словен. городов. В числе видных композиторов 1-й пол. 18 в. - Я. Ю. Хочевар, М. Чадеж, М. Омерза, И. К. Гошель, Я. К. Полец, В. А. Зиберау, писавшие музыку к драм. спектаклям, оратории, инстр. и церк, вок. произв. в стиле барокко. Среди композиторов 2-й пол. 18 в. выдвигаются Я. Зупан, автор первой словен. оперы «Белин» (ок. 1780, не поставлена), а также известный скрипач, оперный певец, педагог и комп. Ф. Поллини (работал в Милане). К кон. 18 в. на С. м. распространилось нем.-австр. влияние, которое постепенно вытеснило итальянское. С 1779 в Любляне, а также в Целе, Мариборе и Птуе постоянно гастролировали оперные труппы из Германии и Австрии (Ф. Цольнера, Э. Шиканедера, Ф. Бернера), ставившие зингшпили и оперы Й. Гайдна, В. А. Моцарта (в т.ч. «Похищение из сераля», Любляна, 1787), К. Диттерсдорфа и др. В С. м. утверждаются черты классич. стиля. Я. К. Новак написал оперу «Фигаро» по комедии А. Т. Линхарта «Веселый день, или Женитьба Матичека» (1790), в которой заметно влияние Моцарта. Распространению классич. музыки во многом способствовало Филармонич. общество (осн. 1794), сменившее Филармонич. академию и игравшее важную роль в словен. муз. культуре на протяжении 19 в. В своей конц. деятельности оно уделяло осн. внимание нем.-австр. музыке, в то время как Сословный театр продолжал ставить гл. обр. франц. и итал. комич. оперы; ставились также сценич. произв. словен. авторов - Г. Машека, Ю. Михевеца (преим. на нем. тексты). С 1826 в течение неск. лет в Любляне работала и любительская оперная труппа (рук. Г. Машек). В 1815 в Любляне были открыты муз. классы при Педагогич. уч-ще, в 1816 - при Филармонич. обществе (позднее преобразованы в муз. школу, существовавшую до 1875). Среди муз. деятелей 1-й пол. 19 в. - чехи Ф. Б. Дусик и Й. Бенеш (последний был дирижёром оркестра Филармонич. общества в 1820-е гг.), Ф. Швердт, дирижёры хора кафедрального собора А. Хёллер и Г. Рихар, композитор и педагог Г. Машек (работал в Сословном театре, Филармонич обществе). К сер. 19 в. с ростом нац.-освободит. движения в С. м зарождаются нац. муз. традиции, получившие особое развитие после Революции 1848 в связи со становлением словен. муз. романтизма. Широкое распространение получили массовые патриотич. песенно-хор. сочинения комп. Ю. Флейшмана, М. Вилхара, Г. и К. Машеков, Б. Поточника, Л. Долинара, Й. Томажевеца и др. Развитие демократич. муз. культуры связано с деятельностью Словен. общества (1848) и появлением просветит. орг-ций, т.н. читален (первые созданы в Любляне, 1852; затем в Мариборе и Триесте, 1861), при которых были основаны любительские хоры и муз. школы; члены читален (среди них - многие видные музыканты) принимали участие в политич. манифестациях. В 60-70-е гг. начался новый подъём муз. жизни; ещё более активизировалась деятельность читален, созданы Драм. общество (1867; его деятели были инициаторами постановок нац. сценич. произв., в т.ч. музыкальных) и «Глазбена матица» (1872) - общество, объединившее всех проф. словен. музыкантов; при нём в 1882 открыта муз. школа, готовившая проф. музыкантов, основаны большой по- стоянный хор (1891) и конц. организация. Работало также муз.-религ. «Цецилианское общество» (с 1877), издававшее муз. журн. «Cerkveni glasbenik» (1877-1945) и основавшее органную школу (1877-1945). В 1884 основано рабочее хор. общество «Славец» в Любляне; в кон. 19 в. основаны хоры и в др. городах; среди них - «Лира» в Камнике (1882), хор. общество в Горице (1900). В 1892 открыт новый Словен. гос. театр (здание Сословного театра, называвшегося с 1862 Нем. гос. театром, сгорело в 1887), при котором начала работать также Словен. опера; первый дирижёр - Ф. Гербич (руководил с 1886 муз. частью Драм. общества). В 1900-е гг. Словен. опера достигает высокого художеств. уровня, успешно соперничая с Нем. оперой в Любляне; в основе её репертуара - гл. обр. оперы слав. композиторов, в т.ч. и отечественные. Дирижёр (после Гербича) - X. Бенишек; среди солистов - А. Полашек, Т. Талер, И. Полак, Я. Гербич, Й. Крижай. Деятельность Словен. оперы способствовала развитию оперного театра в Словении: начали работать оперные труппы в Триесте (в рамках Драм. общества, под рук. М. Полича), Мариборе. В нач. 20 в. стала более интенсивной конц. жизнь. В 1908 при «Глазбене матице» основан оркестр Словен. филармонии под рук. чеш. дирижёра В. Талиха (1908-13); продолжало деятельность и Филармонич. общество (до 1919). В условиях активизации муз. жизни выдвигается ряд крупных композиторов - К. Машек, Д. Енко (с 1863 жил в Белграде) и особенно Б. Ипавец, Ф. Гербич и А. Фёрстер, с творчеством которых связан расцвет нац. романтизма в С. м. (гл. обр. вок.-хор. жанры, опера, оперетта, программные орк. пьесы). Новый этап развития С. м. связан с деятельностью Р. Савина (опера «Прекрасная Вида» - первая словен. опера в духе позднего романтизма, 1907), Г. Крека, Э. Адамича, а также А. Лайовица (вок. лирика). Представители этого первого поколения совр. словен. композиторов группировались вокруг журнала «Novi akordi», издававшегося под ред. Г. Крека (1901-14) и активно выступавшего за развитие нац. муз. искусства. После 1918, с образованием Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), начался подъём муз. культуры. Основаны мн. муз. учреждения и коллективы - школа «Глазбена матица» в 1919 преобразована в консерваторию (с 1926 - Гос. консерватория, с 1939 - Академия музыки), в 1934 создан Ин-т фольклора (из него выделился в качестве самостоятельного Ин-т муз. фольклора; основатель и рук. Ф. Маролт), основана Люблинская филармония (1935-41), дававшая концерты силами оркестра оперного театра и собств. любительского оркестра, Люблинский квартет; издаются муз. журналы «Pevec» (1921-38), «Zbori» (1925-34); возникают новые хор. общества - «Люблинский колокол», Хор. словен. учителей в Триесте (1920), Учительский хор (1925) и Академич. хор (1926) в Любляне, хоры при «Глазбене матице» в Мариборе, Целе, Ново-Месте и др. Достигает расцвета деятельность оперной труппы Словен. нац. театра, особенно в период 1925-1939 под рук. М. Полича; наряду с классич. произв. театр ставит оперы С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, Э. Кшенека, К. Вейля и др., а также словен. авторов. В С. м. 20-30-х гг. развиваются традиции позднего романтизма. В неё проникают также влияния совр. модернистич. зап.-европ. муз. искусства. Импрессионистич. приёмы письма использовал Л. М. Шкерьянц (камерно-инстр., орк. сочинения, романсы), черты экспрессионизма проявились в творчестве М. Когоя (опера «Чёрные маски», по Л. Н. Андрееву, соч. 1927, пост. 1929), неоклассицизм и конструктивистские тенденции отразились в камерно-инстр. и орк. произв. С. Остерца, применявшего и технику додекафонии. Под воздействием Когоя и Остерца развивается творчество М. Бравничара, обратившегося в 30-е гг. к нац. тематике (опера «Батрак Ерней и его правда», на остросоциальный сюжет одноим. повести И. Цанкара), С. Копорца, В. Укмара. Нац.-романтич. направление развивали Б. Арнич (крупные симф. произв.), М. Козина, частично (в сочетании с совр. тенденциями) Д. Швара, П. Шивиц, М. Липовшек. В годы 2-й мировой войны 1939-45 мн. музыканты участвовали в нар.-освободит. борьбе (К. Пахор, М. Козина, Р. Симонити, П. Шивиц, Ф. Штурм, Ц. Цветко, Д. Цветко и др.); становятся популярны массово-патриотич. песенно-хор. жанры. На освобождённой территории и в нар.-освободит. армии организуются хоры («Сречко Косовел», «Партизанский хор» и др.). После освобождения от фаш. оккупации (1945) во всех областях муз. жизни Словении наступает расцвет. Во мн. городах основаны муз. школы, в т.ч. Средняя муз. школа в Мариборе; в Любляне Академия музыки реорганизована в Высшую школу (1945), при философском ф-те Люблянского университета создан Ин-т музыкознания (1962). С 1947 работают Словен. филармония (с оркестром и хором), симф. оркестр, хор и оркестр лёгкой музыки при Радио и телевидении в Любляне. Широкое признание не только в Югославии, но и в др. странах завоевала оперная труппа Словен. нац. театра (гастролировала в СССР в 1964). Симф. оркестр создан в Мариборе, здесь работает и оперный театр. Среди камерно-инстр. ансамблей - Люблянский квартет, фп. трио им. Тартини, дух. квинтет Радио, ансамбль «Славко Остерц» и др.; среди хор. коллективов - «Франц Прешерн» в Кране (1945), Люблянский камерный хор (1948), «Слава Клавора» в Мариборе (1948), камерный муж. хор в Целе (1949), Словен. октет (1951) и «Октет Галлус» (1966) в Любляне, созданы детские хоры во мн. городах (проводятся междунар. детские хор. фестивали в Целе, с 1960). Издаются муз. журн. «Slovenska glasbena revija», «Nasi zbori», «Grlica», «Muzikoloski zbornik», «Glasbena mladina». Организованы мн. творч. союзы, в т.ч. CК Словении (1950). Среди старшего поколения композиторов, продолжающих творч. деятельность, - М. Козина (опера «Равноденствие», 1946), Д. Швара («Вероника Досеницкая», 1946), Б. Арнич, М. Бравничар, С. Копорц, В. Укмар и др. В 50-е гг. выдвигаются П. Рамовш, У. Крек, З. Циглич, Д. Шкерль, Я. Матичич, А. Лайовиц, В. Ловец, в творчестве которых традиц. элементы муз. языка сочетаются с совр. приёмами письма. С 1960-х гг. в музыке молодых словен. композиторов находят отражение влияния новейших течений зап.-европ. музыки - серийной, конкретной, электронной, а также разл. рода экспериментальной музыки. В числе музыкантов 70-х гг.: композиторы - В. Глобокар, М. Стибиль, И. Петрич, A. Среботняк, Я. Еж, Д. Божич, П. Мерку, Л. Лебич, И. Штухец; дирижёры - С. Хубад, В. Водушек, Д. Жебре, Б. Лесковиц, Ц. Цветко, А. Нанут, У. Лайовиц; пианисты - Д. Томшич, А. Бертонцель, М. Липовшек; скрипачи - И. Озим, Д. Бравничар, В. Шкерлак, Р. Клопчич, П. Новшак; виолончелист Ц. Шкерьянц, флейтист И. Графенауэр, певцы - М. Брайник, B. Буковец, Р. Францл, Л. Корошец, Ф. Лупша, C. Смерколь, В. Стритарьева, X. Хелцл, В. Герловиц, Э. Новшак и др.; музыковеды - Д. Цветко, А. Риявец.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
СЛ..

ОБРАЩЕНИЕ АККОРДА

ОЛЕНИНА-Д'АЛЬГЕЙМ

ОРЛОВ-СОКОЛОВСКИЙ

ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА

ПАВЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ

ПАЛИКАРОВА-ВЕРДЕЙ

ПАРИЖСКИЙ ОРКЕСТР

ПЕРУАНСКАЯ МУЗЫКА

ПЕТРОВА-ВОРОБЬЁВА

ПОЛЕВАЯ-МАНСФЕЛЬД

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

ПРОМЕНАД-КОНЦЕРТЫ

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

САЛЬБЕРГ-ВАЧНАДЗЕ

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТЕМА С ВАРИБЦИЯМИ

ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ХОРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ

ЯНЫЧАРСКАЯ МУЗЫКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>