СОКОЛОВ Владимир Александрович (р. 21 II 1936, дер. Убшор Коми АССР) - сов. кларнетист. Засл. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1968. В 1959 окончил Моск. консерваторию у А. В. Володина. В 1959-63 артист симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения, с 1963 - Гос. симф. оркестра СССР. С 1967 выступает в составе дух. квинтета Гос. симф. оркестра СССР. Лауреат конкурса Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (1959, 2-я пр.), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963, 1-я пр.). С 1974 преподаёт в Моск. консерватории.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Владимир Васильевич [16 (28) I 1897, Ярославль - 18 I 1950, Москва] - сов. муз. теоретик и педагог. Кандидат искусствоведения (1935). С детских лет пел в хоре (позднее его руководитель). В 1919-21 преподавал хор. пение в Муз. уч-ще Ярославля. В 1927 окончил научно-муз. отделение научно-композиторского ф-та Моск. консерватории, с этого же года вёл в ней классы сольфеджио и гармонии (с 1933 доцент, в 1933-35 зав. рабфаком). Преподавал также в Хор. уч-ще, в Центр. заочном муз.-пед. институте (Москва). Составитель сборника примеров из полифонич. литературы для 2-3- и 4-гол. сольфеджио (1933), автор учебников «Начальное сольфеджио», «Многоголосное сольфеджио» (оба - 1945).
Соч.: Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35 (совм. с И. И. Дубовским, С. В. Евсеевым, И. В. Способиным); Учебник гармонии, ч. 1 (совм. с Дубовским, Евсеевым, Способиным), М., 1937, 1973.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Владислав Геннадиевич [р. 15 (28) XII 1908, Рыбинск, ныне Ярославской обл.] - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1966). В 1932 окончил Муз. уч-ще при Моск. консерватории; занимался у А. В. Александрова (муз.-теоретич. предметы) и Д. Б. Кабалевского (композиция). В 1936 окончил дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории У Г. А. Дмитревского, в 1938 у него же - аспирантуру. В 1946-52 хормейстер Ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Отличный знаток детского хор. пения, С. в 1936 создал Детский хор при Центр. доме художеств. воспитания детей (позднее - Ин-т художеств. воспитания Академии педагогич. наук СССР), который под его бессменным руководством стал первоклассным исполнит. коллективом. В 1956 организовал и возглавил Государственный московский хор. С. - один из виднейших мастеров сов. хор. культуры. Его исполнит. манера отличается яркой эмоциональностью, выразительностью дирижёрского жеста. В исполнении коллективов под рук. С. высокая вок.-хор. техника сочетается с непосредственностью, свежестью интерпретаций. В его репертуаре разнообразные хор. сочинения сов., рус. и заруб. композиторов; мн. произв. сов. авторов при участии Гос. моск. хора были исполнены впервые, в т. ч. «Реквием» Кабалевского, оратория «Иван Грозный» по музыке Прокофьева к одноим. кинофильму, оратория «Василий Тёркин» Бойко. Под упр. С. Гос. моск. хор участвовал в исполнении крупных вок.-симф. произв. («Реквием» Моцарта, «Stabat mater» Дворжака, 3-я симфония Малера, «Весна» Рахманинова, «Свидетель из Варшавы» Шёнберга). Во главе руководимых им хоров С. неоднократно гастролировал за рубежом (Болгария, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Франция, Чехословакия, Швеция, Югославия, Япония). С 1936 преподаёт в Моск. консерватории (с 1951 профессор; в 1957-60 зав. кафедрой хор. дирижирования). Среди его учеников - С. К. Казанский, Н. В. Кутузов, Ф. М. Лукин, В. Н. Минин, Г. Н. Пантюков. С 1958 зам. пред., с 1974 пред. правления Всероссийского хор. общества. Регулярно принимает участие во Всемирных фестивалях молодёжи и студентов; на IV Всемирном фестивале в Бухаресте (1953) Хор моск. студентов под упр. С. удостоен 1-й премии. С. принадлежат хор. циклы «Где отдыхает день» (9 пьес для детского хора a cappella; сл. М. С. Садовского, 1976), 7 хоров для смешанного состава a cappella (слова Садовского, 1976), а также хор. обработки нар. песен: «Повянь, повянь, бурь-погодушка», «Амурские волны» и др. Автор кн. «Работа с хором» (1959, 3-е изд., 1967). Пр. Ленинского комсомола (1972). Медаль им. К. Д. Ушинского (1961). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1979).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Григорий Липманович (р. 18 IV 1950, Ленинград) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1981). Окончил Ленингр. консерваторию (1973) и аспирантуру при ней (1975) у М. Я. Хальфина. Лауреат Всероссийского (1965, Москва, 1-я пр.), Всесоюзного (1965, Москва, 2-я пр.) конкурсов и Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1966, Москва, 1-я пр.). С 1975 преподаватель Ленингр. консерватории. Гастролирует за рубежом.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Григорий Фёдорович [22 I (3 II) 1845, Киев - 12 (25) IV 1911, Одесса) - рус. скрипач и педагог. Обучался игре на скрипке в Киеве у театр. дирижёра В. Ляхера, позднее - в Одессе под рук. брата - скрипача-любителя А. Ф. Соколова. В 60-е гг. выступал в концертах. В 1869 поступил в Моск. консерваторию (класс Ф. Лауба), к-рую окончил в 1871 (по др. данным - в 1870). С этого же года вёл в Одессе широкую конц. деятельность, завоевав популярность как выдающийся скрипач-виртуоз и камерный исполнитель. Талантливый педагог, С. преподавал в муз. школах Одесского общества изящных искусств, с 1885- Одесского муз. общества, а с открытием муз. классов местного отделения РМО (позднее муз. уч-ще) стал их ст. преподавателем. Вёл также педагогич. работу на муз. курсах Д. Ф. Ресселя, где читал историю музыки, вёл класс ансамблевой скр. игры. Среди его учеников - А. Л. Сапельников, П. П. Пустарнаков. Выступал в местной периодич. печати.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Илья Осипович [1777 - 30 III (11 IV) 1848, Москва] - русский певец, гитарист, композитор, собиратель нар. песен, руководитель Моск. цыганского хора. По национальности цыган. Начал работать под рук. дяди - И. Т. Соколова, выступавшего с крепостным хором цыган. С 1813 С. в течение 35 лет возглавлял этот хор. Был другом М. Т. Высоцкого, под его руководством совершенствовался в игре на гитаре (Высоцкий любил аккомпанировать пению С., проводил репетиционную работу с хором). С. воспитал первоклассный коллектив певцов и танцоров (6 женщин и 6 мужчин), отличавшийся самобытностью исполнения, близкого к камерному. Репертуар хора включал в основном рус. нар. песни. Среди певиц выделялись Степанида Сидоровна («русская Каталани») и Т. Д. Демьянова (Таня), искусством которой восхищались А. С. Пушкин и H. M. Языков. В хоре С. работали гитаристы Ф. И. Губкин и И. В. Васильев (продолжатель традиций С., возглавивший после его смерти хор). В 1842 хор С. неоднократно слушал Ф. Лист, концертировавший в Москве (под впечатлением от исп. хором романсов «Соловей» Алябьева и «Ты не поверишь, как ты мила» Булахова он создал их фп. транскрипции). В 1838-48 хор С. систематически выступал в концертах Павловского вокзала. С. - автор мн. романсов и песен, из которых особенно популярны были «Хожу я по улице», «Гей, вы, цыгане», а также обработка рус. нар. песни «Ах, ты слышишь ли, сердечный друг». Иск-во С. - певца, гитариста и танцора - воспето в стихах Д. В. Давыдовым и В. Г. Бенедиктовым.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Николай Александрович [14 (26) III 1859, Петербург - 27 III 1922, Петроград] - русский композитор, педагог, муз. теоретик. В 1885 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (занимался также у Ю. Иогансена). В 1886- 1921 преподавал в регентских классах Придв. певч. капеллы, в 1896-1922 - в Петерб. (Петрогр.) консерватории (с 1908 профессор). С 80-х гг. С. был одним из видных представителей Беляевского кружка. Значит. место в его творчестве занимают романсы. В них отражён процесс эволюции С. - от народнических настроений его первых произв. (на сл. И. С. Никитина) до изящного, порой изысканного, но неглубокого лиризма более поздних. Из камерных сочинений выделяются 2 струн. трио. С. принадлежит труд «Основы полифонии» (рукопись; хранится в рукописном отделе ЛОЛГК), а также пособия по гармонии и контрапункту.
Соч.: балеты - Дикие лебеди (1900), Цветы маленькой Иды (до 1922, оба либр. по X. К. Андерсену); для хора, солистов и орк. - Дон Жуан (музыка к драм. поэме А. К. Толстого, 1884-92); для орк. - Элегия (1888), сюита из балета «Дикие лебеди» (1902), Дивертисмент (1913); для струн. орк. - 2 серенады; камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. и фп., для влч. и фп., струн. трио (1916, 1922), струн. квартеты (1884, 1892, 1894); пьесы для фп.; хоры, дуэты, романсы, музыка к «Зимней сказке» Шекспира (1912-16). Лит. соч.: Практическое руководство к изучению аккордов…, СПБ, 1913, М., 1916; Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом. Пособие при изучении гармонии, М.-П., 1923 [на обл. М.-Л., 1924]; Имитации на Cantus firmus. Пособие при изучении контрапункта строгого стиля, Л., 1928.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия