СОКОЛОВ Владимир Александрович (р. 21 II 1936, дер. Убшор Коми АССР) - сов. кларнетист. Засл. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1968. В 1959 окончил Моск. консерваторию у А. В. Володина. В 1959-63 артист симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения, с 1963 - Гос. симф. оркестра СССР. С 1967 выступает в составе дух. квинтета Гос. симф. оркестра СССР. Лауреат конкурса Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (1959, 2-я пр.), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963, 1-я пр.). С 1974 преподаёт в Моск. консерватории.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Владимир Васильевич [16 (28) I 1897, Ярославль - 18 I 1950, Москва] - сов. муз. теоретик и педагог. Кандидат искусствоведения (1935). С детских лет пел в хоре (позднее его руководитель). В 1919-21 преподавал хор. пение в Муз. уч-ще Ярославля. В 1927 окончил научно-муз. отделение научно-композиторского ф-та Моск. консерватории, с этого же года вёл в ней классы сольфеджио и гармонии (с 1933 доцент, в 1933-35 зав. рабфаком). Преподавал также в Хор. уч-ще, в Центр. заочном муз.-пед. институте (Москва). Составитель сборника примеров из полифонич. литературы для 2-3- и 4-гол. сольфеджио (1933), автор учебников «Начальное сольфеджио», «Многоголосное сольфеджио» (оба - 1945).
Соч.: Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35 (совм. с И. И. Дубовским, С. В. Евсеевым, И. В. Способиным); Учебник гармонии, ч. 1 (совм. с Дубовским, Евсеевым, Способиным), М., 1937, 1973.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Владислав Геннадиевич [р. 15 (28) XII 1908, Рыбинск, ныне Ярославской обл.] - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1966). В 1932 окончил Муз. уч-ще при Моск. консерватории; занимался у А. В. Александрова (муз.-теоретич. предметы) и Д. Б. Кабалевского (композиция). В 1936 окончил дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории У Г. А. Дмитревского, в 1938 у него же - аспирантуру. В 1946-52 хормейстер Ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Отличный знаток детского хор. пения, С. в 1936 создал Детский хор при Центр. доме художеств. воспитания детей (позднее - Ин-т художеств. воспитания Академии педагогич. наук СССР), который под его бессменным руководством стал первоклассным исполнит. коллективом. В 1956 организовал и возглавил Государственный московский хор. С. - один из виднейших мастеров сов. хор. культуры. Его исполнит. манера отличается яркой эмоциональностью, выразительностью дирижёрского жеста. В исполнении коллективов под рук. С. высокая вок.-хор. техника сочетается с непосредственностью, свежестью интерпретаций. В его репертуаре разнообразные хор. сочинения сов., рус. и заруб. композиторов; мн. произв. сов. авторов при участии Гос. моск. хора были исполнены впервые, в т. ч. «Реквием» Кабалевского, оратория «Иван Грозный» по музыке Прокофьева к одноим. кинофильму, оратория «Василий Тёркин» Бойко. Под упр. С. Гос. моск. хор участвовал в исполнении крупных вок.-симф. произв. («Реквием» Моцарта, «Stabat mater» Дворжака, 3-я симфония Малера, «Весна» Рахманинова, «Свидетель из Варшавы» Шёнберга). Во главе руководимых им хоров С. неоднократно гастролировал за рубежом (Болгария, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Франция, Чехословакия, Швеция, Югославия, Япония). С 1936 преподаёт в Моск. консерватории (с 1951 профессор; в 1957-60 зав. кафедрой хор. дирижирования). Среди его учеников - С. К. Казанский, Н. В. Кутузов, Ф. М. Лукин, В. Н. Минин, Г. Н. Пантюков. С 1958 зам. пред., с 1974 пред. правления Всероссийского хор. общества. Регулярно принимает участие во Всемирных фестивалях молодёжи и студентов; на IV Всемирном фестивале в Бухаресте (1953) Хор моск. студентов под упр. С. удостоен 1-й премии. С. принадлежат хор. циклы «Где отдыхает день» (9 пьес для детского хора a cappella; сл. М. С. Садовского, 1976), 7 хоров для смешанного состава a cappella (слова Садовского, 1976), а также хор. обработки нар. песен: «Повянь, повянь, бурь-погодушка», «Амурские волны» и др. Автор кн. «Работа с хором» (1959, 3-е изд., 1967). Пр. Ленинского комсомола (1972). Медаль им. К. Д. Ушинского (1961). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1979).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Григорий Липманович (р. 18 IV 1950, Ленинград) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1981). Окончил Ленингр. консерваторию (1973) и аспирантуру при ней (1975) у М. Я. Хальфина. Лауреат Всероссийского (1965, Москва, 1-я пр.), Всесоюзного (1965, Москва, 2-я пр.) конкурсов и Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1966, Москва, 1-я пр.). С 1975 преподаватель Ленингр. консерватории. Гастролирует за рубежом.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Григорий Фёдорович [22 I (3 II) 1845, Киев - 12 (25) IV 1911, Одесса) - рус. скрипач и педагог. Обучался игре на скрипке в Киеве у театр. дирижёра В. Ляхера, позднее - в Одессе под рук. брата - скрипача-любителя А. Ф. Соколова. В 60-е гг. выступал в концертах. В 1869 поступил в Моск. консерваторию (класс Ф. Лауба), к-рую окончил в 1871 (по др. данным - в 1870). С этого же года вёл в Одессе широкую конц. деятельность, завоевав популярность как выдающийся скрипач-виртуоз и камерный исполнитель. Талантливый педагог, С. преподавал в муз. школах Одесского общества изящных искусств, с 1885- Одесского муз. общества, а с открытием муз. классов местного отделения РМО (позднее муз. уч-ще) стал их ст. преподавателем. Вёл также педагогич. работу на муз. курсах Д. Ф. Ресселя, где читал историю музыки, вёл класс ансамблевой скр. игры. Среди его учеников - А. Л. Сапельников, П. П. Пустарнаков. Выступал в местной периодич. печати.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Илья Осипович [1777 - 30 III (11 IV) 1848, Москва] - русский певец, гитарист, композитор, собиратель нар. песен, руководитель Моск. цыганского хора. По национальности цыган. Начал работать под рук. дяди - И. Т. Соколова, выступавшего с крепостным хором цыган. С 1813 С. в течение 35 лет возглавлял этот хор. Был другом М. Т. Высоцкого, под его руководством совершенствовался в игре на гитаре (Высоцкий любил аккомпанировать пению С., проводил репетиционную работу с хором). С. воспитал первоклассный коллектив певцов и танцоров (6 женщин и 6 мужчин), отличавшийся самобытностью исполнения, близкого к камерному. Репертуар хора включал в основном рус. нар. песни. Среди певиц выделялись Степанида Сидоровна («русская Каталани») и Т. Д. Демьянова (Таня), искусством которой восхищались А. С. Пушкин и H. M. Языков. В хоре С. работали гитаристы Ф. И. Губкин и И. В. Васильев (продолжатель традиций С., возглавивший после его смерти хор). В 1842 хор С. неоднократно слушал Ф. Лист, концертировавший в Москве (под впечатлением от исп. хором романсов «Соловей» Алябьева и «Ты не поверишь, как ты мила» Булахова он создал их фп. транскрипции). В 1838-48 хор С. систематически выступал в концертах Павловского вокзала. С. - автор мн. романсов и песен, из которых особенно популярны были «Хожу я по улице», «Гей, вы, цыгане», а также обработка рус. нар. песни «Ах, ты слышишь ли, сердечный друг». Иск-во С. - певца, гитариста и танцора - воспето в стихах Д. В. Давыдовым и В. Г. Бенедиктовым.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СОКОЛОВ Николай Александрович [14 (26) III 1859, Петербург - 27 III 1922, Петроград] - русский композитор, педагог, муз. теоретик. В 1885 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (занимался также у Ю. Иогансена). В 1886- 1921 преподавал в регентских классах Придв. певч. капеллы, в 1896-1922 - в Петерб. (Петрогр.) консерватории (с 1908 профессор). С 80-х гг. С. был одним из видных представителей Беляевского кружка. Значит. место в его творчестве занимают романсы. В них отражён процесс эволюции С. - от народнических настроений его первых произв. (на сл. И. С. Никитина) до изящного, порой изысканного, но неглубокого лиризма более поздних. Из камерных сочинений выделяются 2 струн. трио. С. принадлежит труд «Основы полифонии» (рукопись; хранится в рукописном отделе ЛОЛГК), а также пособия по гармонии и контрапункту.
Соч.: балеты - Дикие лебеди (1900), Цветы маленькой Иды (до 1922, оба либр. по X. К. Андерсену); для хора, солистов и орк. - Дон Жуан (музыка к драм. поэме А. К. Толстого, 1884-92); для орк. - Элегия (1888), сюита из балета «Дикие лебеди» (1902), Дивертисмент (1913); для струн. орк. - 2 серенады; камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. и фп., для влч. и фп., струн. трио (1916, 1922), струн. квартеты (1884, 1892, 1894); пьесы для фп.; хоры, дуэты, романсы, музыка к «Зимней сказке» Шекспира (1912-16). Лит. соч.: Практическое руководство к изучению аккордов…, СПБ, 1913, М., 1916; Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом. Пособие при изучении гармонии, М.-П., 1923 [на обл. М.-Л., 1924]; Имитации на Cantus firmus. Пособие при изучении контрапункта строгого стиля, Л., 1928.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
СО..

СИНДИНГ

СИНКОПА

СИПАРИС

СИРИНКС

СКАЛЬДЫ

СКИЛТОН

СКОБЦОВ

СКРИПКА

СКРЯБИН

СЛАВИНА

СЛЕНДРО

СЛОВАРИ

СМЕТАНА

СМИРНОВ

СОБИНОВ

СОВАНДЕ

СОДЕЙКА

СОИНАРИ

СОКОЛАИ

СОЛОМОН

СОЛЯНИК

СОПИЛКА

СОПРАНО

СОРИАНО

СОРОКИН

СОУЭРБИ

СОХАДЗЕ

СПУТНИК

СТАЙНОВ

СТАРИНА

СТАРЦЕР

СТЕНУЭЙ

СТЕФАНИ

СТИВЕНС

СТИРИЕН

СТИХИРА

СТОРАЧЕ

СТОЯНОВ

СТРАРАМ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>