СОНОРИЗМ, соноряка, сонористика, сонорна ятехника (от лат. sonorus - звонкий, звучный, шумный; нем. Кlangmusik; польск. sonorystyka), - вид совр. техники композиции, использующий гл. обр. красочные звучания, воспринимаемые как высотно недифференцированные. Специфика С. (как «музыки звучностей») - в выдвижении на первый план краски звучания, а также моментов перехода от одного тона или созвучия к другому. Определённая красочность (фонизм) всегда присуща звучанию музыки, как многоголосной (окраска аккордов, созвучий, возникающая при их сопоставлении и зависящая также от расположения, регистра, тембра, скорости гармонич. смен, структурных особенностей), так и одноголосной (окраска интервалов в связи с регистром, ритмом, структурными особенностями), однако в разл. стилях она проявляется (тем более автономизируется) не в одинаковой мере, что зависит от общей идейно-художеств. направленности муз. творчества, отчасти и от нац. своеобразия стиля. Элементы сонорной трактовки гармонии развивались в музыке начиная с 19 в. в связи со стремлением к конкретности и чувственной определённости муз. образов, к муз. изобразительности и проявились наиболее ярко во франц. и славянской музыке (некоторые предпосылки С. можно найти в нар. инстр. музыке мн. нац. культур). Историч. предформы С. - колоризм гармонии (см., напр., эпизод Des7> - Des от такта 51 в ноктюрне b-moll Шопена), воссоздание некоторых особенностей нар. музыки (напр., подражание звучанию кавказских нар. инструментов в виде квинтаккорда g - d1 - а1 - е2 в «Лезгинке» из оперы «Руслан и Людмила»), подбор структурно-однородных аккордов по фонич. признаку (напр., аккорды затмения в опере «Князь Игорь»), красочные пассажи-фигурации и пассажи-каденции (напр., во 2-й репризе ноктюрна Des-dur Шопена; в фп. ноктюрне No 3 Листа), изображения вихрей, порывов ветра, бури (напр., «Франческа да Римини», «Буря», сцена в казарме из «Пиковой дамы» Чайковского; «Шехеразада» и «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова), особая тембровая трактовка созвучий, гл. обр. при взаимодействии с тембрами ударных (напр., тритон в лейтмотиве Лешего из оперы «Снегурочка»). Выдающийся пример, близкий совр. типу С., - сцена колокольного звона из оперы «Борис Годунов» (вступление ко 2-й картине). О С. в точном значении термина можно говорить лишь применительно к музыке 20 в., что обусловлено сложившимися в ней нормами муз. мышления, особенно гармонич. языка. Невозможно полностью и однозначно разграничить точную высотность (музыку тонов) и сонорность (музыку звучностей); нередко отделить сонорную технику от др. (несонорных) видов композиторской техники бывает затруднительно. Поэтому классификация С. в известной мере условна; она выделяет лишь наиболее важные пункты и предполагает переходы и совмещение типизируемых разновидностей. В системе классификации разновидности С. располагаются в порядке постепенного удаления от исходного пункта - явлений обычной тональной техники. Логически первый этап автономизации С. - сонорно трактованная гармония, где происходит заметное смещение внимания с восприятия высотно-дифференцированных звучаний на восприятие высотно-недифференцированных «темброзвуков». Развитая К. Дебюсси техника параллелизмов показывает эволюцию этого процесса: аккордовая цепь воспринимается как одноголосное последование темброво окрашенных звуков (с этим приёмом сходна техника параллельно-диссонантных блоков в джазе). Примеры сонорно окрашенной гармонии: балеты «Дафнис и Хлоя» Равеля («Рассвет»), «Петрушка» Стравинского (начало 4-й картины), «Золушка» Прокофьева («Полночь»), оркестровая пьеса ор. 6 No 4 Веберна, песня «Серафита» Шёнберга. H. H. Сидельников. Русские сказки, 4-я часть. В др. случаях сонорная трактовка гармонии выступает как оперирование созвучиями тембрового назначения («сонорами»). Таков начальный «аккорд-сонор» в «Прометее» Скрябина, осн. аккорд в пьесе Веберна ор. 10 No 3 для оркестра, разноголосая полигармония перед репризой вступления к балету «Весна священная». Сонорную окраску обычно имеют созвучия-кластеры (произведения Г. Коуэлла и др.). Сонорными могут быть не только аккорды, но и линии (см., напр., 2-ю симфонию Шостаковича до цифры 13). Объединение сонорных аккордов и линий создаёт сонорные пласты (чаще всего при взаимодействии с пластами тембров), напр. поток 12-звучий в финале 2-й симфонии Прокофьева (2-я вариация), во 2-й симфонии Лютославского, в «Звонах» для оркестра Щедрина. Дальнейшее углубление С. связано с отрывом от высотной дифференцированности и проявляется, напр., в обращении к музыке для ударных инструментов (см. «Египетские ночи», «Тревогу» Прокофьева, антракт ко 2-й картине 2-го д. оперы «Нос» Шостаковича). В конце концов С. от сонорно трактованного тона приводит к сонорно трактованному шуму (нем. Geräusch), причём этот материал включает два разл. элемента - муз. шумы (неоэкмелика) и внемузыкальные шумы (относящиеся к области т.н. конкретной музыки). Техника оперирования подобными элементами и многое в их выразительном значении либо весьма сходны, либо совпадают. Сонорными муз.-шумовыми звучаниями начинается, напр., «Трен» Пендерецкого. H. H. Сидельников. Русские сказки, 4-я часть. К. Пендерецкий. «Плач по жертвам Хиросимы». Т.о., С. оперирует как собственно сонорными средствами (муз. шумами, тембровыми пластами, звукокрасочными комплексами, звучаниями без определённой высоты), так и средствами некоторых других видов техники (тональной, модальной, серийной, алеаторной и др.). Композиц. техника С. предполагает выбор определ. звукового материала (его выразительность находится в прямой, а не в условной связи с художеств. замыслом соч.), распределение его по отделам произв. в расчёте на избираемую линию развития, индивидуально разработанный план целого. Муз. процесс такого рода связан со стремлением к целенаправленному развитию звучности, образующему закономерные подъёмы и спады, которые отражают движение психологической подосновы музыкальной экспрессии. С. более непосредственно, чем тоновая музыка, способен создавать разного рода красочные эффекты, в частности воплощать в музыке звуковые явления внешнего мира. Так, традиционный для рус. классич. музыки образ колокольного звона находит в С. новое воплощение. Преимуществ. область применения С. - муз. произведения, в которых большое значение имеют звуко-красочные эффекты: «потоки сине-оранжевой лавы, вспышки и мерцание далеких звезд, сверкание огненных мечей, бег бирюзовых планет, фиолетовые тени и круговорот звукоцвета» (О. Мессиан, «Техника моего музыкального языка»). См. также Фонизм.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
СО..

СИРВЕНТА

СКАЛТОРП

СКЕРЦИНО

СКОМПСКА

СКРЕБКОВ

СКУДУЧЯЙ

СЛАВЮНАС

СМЕТАЧЕК

СМИРНОВА

СНЕГИРЁВ

СОБЕСКИЙ

СОЗВУЧИЕ

СОКОВНИН

СОЛОВЦОВ

СОЛОВЬЁВ

СОЛОДУЕВ

СОЛОДУХО

СОНАТИНА

СОННИНЕН

СОРОКИНА

СОРТСИКО

СОТНИКОВ

СПИВАКОВ

СПОНТИНИ

СПОСОБИН

СТАВОНИН

СТАНФОРД

СТАРИКОВ

СТАРКОВА

СТАСЕВИЧ

СТАСЮНАС

СТАХОВИЧ

СТЕНДАЛЬ

СТЕПАНОВ

СТЕПАНЯН

СТЕПОВОЙ

СТЕФАНОВ

СТЕФФАНИ

СТЕЦЕНКО

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>