STABAT MATER, Stabat mater dolorosa (стббат мбтер долоруза, лат. - стояла мать скорбящая), - одна из ср.-век. секвенций, сохранившихся в католич. церк. обиходе. Полный текст насчитывает 20 трёхстрочных строф; автор его неизвестен. S. m. предназначалась к празднику «Семи скорбей богородицы» (15 сентября); с 1727 по 1960 служила также для одноимённого праздника, отмечавшегося в пятницу страстной недели. Отд. отрывки применялись и для др. праздников. Вошла в литургич. книги, где за ней закреплялись определённые мелодии. С 15 в. создавались многогол. полифонич. муз. воплощения текста S. m. Выдающиеся образцы S. т. строгого стиля - у Жоскена Депре и Палестрины. Жоскен Депре в основу S. m. положил cantus firmus, который проводится в среднем голосе хор. пятиголосия, являясь действенным фактором объединения голосов. У Палестрины S. m. для двух 4-гол. хоров отличается большей ролью аккордовых вертикалей и элементов функциональной гармонии. Среди композиторов 18 в., создававших S. m., - Дж. Б. Перголези и Й. Гайдн. У Перголези S. m. для сопрано, альта, струн. оркестра и органа состоит из 13 частей, чередующихся по принципу медленно - быстро. В 19 в. S. m. в числе прочих писали Ф. Шуберт, Ф. Лист, Дж. Россини, Дж. Верди, А. Дворжак. Популярна S. m. Россини, приближающаяся по форме к оратории. Из русский композиторов к S. m. обратился А. Н. Серов. Немногочисленные S. m. были созданы и в 20 в. ЭТО сочинения К. Шимановского и К. Пендерецкого, у которого S. m. предназначена для 3 хоров a cappella, может исполняться как самостоят. произв. и вместе с тем входит в качестве эпизода в его «Страсти по Луке».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия