СТАМИЦ (Stamic, Staimiz, Stainiz, Stamitz, Steinmetz) Антонин ( крещен 27 XI 1750, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия - после 27 X 1796, вероятно, Париж) - чеш. скрипач и композитор. Младший сын Яна Вацлава Антонина С., брат Карела С. Учился у отца, брата и К. Каннабиха. В 1764-70 2-й скрипач в Мангеймской капелле. В 1770 сопровождал брата в Страсбург и Париж, в 1772 впервые выступил как солист в «Духовных концертах» в Париже, в том; же году концертировал в венском Об-ве музыкантов, в 1774 снова выступал в Вене. Приобрел известность как виртуоз-скрипач, альтист, а также исполнитель на виоль д'амур (в 1774 играл на этом инструменте в концерте в Вене). С 70-х гг. жил в Париже, где преподавал игру на скрипке. Среди учеников - Р. Крейцер (1778-80-е гг.). В 1782-89 служил в корол. капелле в Версале. С. продолжал традиции мангеймской школы. Автор многочисл. произв., гл. обр. инструментальных.
Соч.: 15 симфоний, 6 конц. симфоний, 6 двойных концертов (преим. для 2 скр.) с орк., концерты для разл. инструментов с орк., в т.ч. 15 для скр., неск. для альта, 5 для фп., l для флейты, l для гобоя и др., 90 инстр. дуэтов для разл. инструментов (гл. обр. для 2 скр.), 18 струн. трио, 54 струн. Квартета.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СТАМИЦ (Stamic, Stamitz) Ян Вацлав Антонин (Иоганн Венцель Антон) (19 VI 1717, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия - 27 III 1757, Мангейм) - чеш. композитор, скрипач, дирижёр. С 6-летнего возраста учился игре на скрипке у отца - Антонина Игнаца С. (1687-1765), кантора, учителя музыки. В 1728-34 приобрёл навыки игры на разл. инструментах и играл в оркестре иезуитской гимназии в Йиглаве. Испытал влияние чеш. виртуоза скрипача Ф. Мичи. С 1734 работал в Праге. В 1741 придв. музыкант в Пфальце, с 1743 - в Мангейме. В 1742 успешно концертировал во Франкфурте-на-Майне как виртуоз (играл на скрипке, виоль д'амур, виолончели, контрабасе; исполнял и собств. произв.). С 1744 1-й скрипач, с 1748 руководитель Мангеймской капеллы. С Мангеймом связана вся последующая деятельность С. (лишь в 1747-48 дирижировал придв. капеллой и выступал как солист в Штутгарте). Под рук. С. Мангеймская капелла стала одной из лучших в Европе (расширил её состав до 50 оркестрантов; гл. обр. его ученики). Основатель мангеймской школы, С. создал новый конц. стиль орк. исполнения, отличавшийся исключит. сыгранностью оркестрантов, отточенным ритмом, широким использованием длительных динамич. нарастаний и спадов звучности. Реформатор оркестра, С. ввёл в его состав валторны и кларнеты. С 1748 соч. С. (особенно симфонии и концерты) стали исполняться и в др. европ. странах. В 1751, 1754-55 выступал как дирижёр и солист в Париже. В 1755 под упр. С. здесь была исполнена его симфония, в к-рую впервые в истории этого жанра он включил кларнеты. С успехом исполнял сольную партию в своих концертах для скрипки, для виоль д'амур с оркестром; как виртуоз он состязался со скрипачом П. Гавинье. Творчество С. послужило поводом для памфлета Ф. М. Гримма «Маленький пророк из Бёмиш-Брода» (вышел анонимно в 1753). Исполнение С.-скрипача отличали монументальность, богатство динамич. оттенков, сочный тон, блестящая техника двойных нот. Был выдающимся педагогом; среди его учеников (более 30) - К. Каннабих, А. Фильц, Ф. Бек, В. Крамер, а также сыновья Карел и Антонин С. В исполнит. и композиторском творчестве С. воплотил эстетич. идеалы эпохи Просвещения. Его искусство (сохранилось 175 соч.) основано на претворении традиций чеш. нар. музыки, синтезе достижений чеш., австр., нем. и итал. мастеров. С. был новатором и в области формы: разработал предклассич. тип сонатного allegro, 4-частный сонатный цикл; внёс новое, драм. содержание в симфонию и концерт, с чем связано усиление тематич. контрастов, применение напряжённых звучаний, резких динамич. переключений и др. ярких выразит. средств; использовал программность (симфонии «Весенняя», «Немецкая мелодия» и др.). Оказал влияние на формирование творчества чеш., нем., франц., итальянский композиторов 18 в. (Ф. К. Рихтер, И. К. Бах, К. Диттерсдорф, Ф. Госсек, Л. Боккерини и др.). Симфонии Es-dur и G-dur (с гобоем и 2 валторнами) изданы X. Риманом («Denkmäler der Tonkunst in Bayern», Bd 8, Tl 2), симфония для 2 оркестров - Г. Шнайдером (Lpz., 1934), конц. симфония для скрипки, флейты, гобоя, кларнета и 2 валторн - К. Гейрингером (W., 1935).
Соч.: для орк. - 74 симфонии, 10 трио; концерты с орк. - 16 для скр., 16 для клавира, для духовых инструментов, в т.ч. для кларнета (первый в истории музыки); камерно-инстр. ансамбли - дуэты для скр., сонаты - для скр. с басом, для влч. с басом; струн. квартеты; сонаты и каприсы для скр. соло; культовая хор. музыка.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СТАМИЦ (Stamitz) Карел Филип (7 V 1745, Мангейм - 9 XI 1801, Йена) - чеш. скрипач, исполнитель-виртуоз на виоль д'амур, дирижер и композитор. Сын и ученик Яна Вацлава Антонина С., занимался также у К. Каннабиха, И. Хольцбауэра в Мангейме, у Ф. К. Рихтера в Страсбурге. В 1762-70 служил в придв. Мангеймской капелле, в 1770-94 концертировал как скрипач и исполнитель на виоль д'амур в Париже и Лондоне, Праге, Нюрнберге, где жил нек-рое время (с 1787). В 1770 придв. скрипач у герцога Л. де Ноай в Париже. Выступал и как дирижер в Касселе (1789- 1790). В 1790 жил в Петербурге, концертировал, путешествовал по России. В кон. 1794 или нач. 1795 работал в Иене, руководил т.н. акад. концертами. Как композитор принадлежал к мангеймской школе. Муз.-сценич. соч. С не сохранились, утеряны также многие его инстр. произв. Изданы три 8-гол. и шесть 10-гол. симфоний, в т.ч. «Охота» («La Chasse»).
Соч.: опера Победа Дардана… (Dardanens Sieg…, 1800); зингшпиль Влюбленный опекун (Der verliebte Vormund, 1787, Франкфурт); 3 кантаты (1787, 1794, 1801); для сопрано с орк. - 2 ариетты и 2 сцены; ок. 50 симфоний, ок. 25конц. симфоний, свыше 50 концертов с орк., 87 дуэтов, в т.ч. 14 для скр., 12 для 2 флейт, 59 струнных и др.; камерно-инстр. ансамбли - 43 трио, в т.ч. 15 с флейтой, 21 струн. трио, 6 с кларнетом, трио-соната для 2 фп. и скр., 40 квартетов для разл. составов струнных и для духовых, квинтеты, 4 дух. секстета, секстет для виоль да гамба, 2 арф, скр., альта и влч., 6 менуэтов для 2 флейт, 2 арф, 2 скр. и баса, пьесы для 10 и для 12 духовых инструментов, в т.ч. марши, соната для фп. в 4 руки.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
СТ..

СЛАВИК

СЛАТИН

СЛЕЗАК

СЛОВАК

СЛОНОВ

СМОЛИЧ

СМЫЧОК

СОЛИВА

СОЛТЫС

СОМЕРС

СОММЕР

СОНАТА

СОННЕК

СОПЕЛЬ

СОРОКА

СПАСОВ

СПИНЕТ

СПИСАК

СТАВКА

СТАНЬО

СТАСОВ

СТВИРИ

СТЕФАН

СТЕФЮК

СТРАНК

СТРУВЕ

СТРУНА

СТУПКА

СТЫРЧА

СУЗАТО

СУЛИНГ

СУМЕРА

СУРКОВ

СУРНАЙ

СУХОНЬ

СЫТНИК

ТАВЛЯК

ТАЙФЕР

ТАЛЛИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>