СУК (Suk) Йозеф (4 I 1874, Кршечовице - 29 V 1935, Бенешов, близ Праги; похоронен в Кршечовице) - чеш. скрипач и композитор. Учился в детстве у отца - сельского кантора, в 1885-92 - в Пражской консерватории у Й. Фёрстера-старшего (гармония), А. Бенневица (скрипка), К. Штекера и А. Дворжака (композиция). В 1891-1933 играл (2-я скрипка) в «Чешском квартете», с которым гастролировал в странах Европы, в т. ч. неоднократно в России (с 1895). Выступал как солист-виртуоз (до 1904). В 1922-35 преподавал композицию в Пражской консерватории (в 1924-26 и 1933-35 директор), среди учеников - мн. совр. композиторы. Ранние соч. С. (пьесы для фп. и камерно-инстр. ансамблей) окрашены чувством романтич. разочарованности. Под влиянием Дворжака С. обратился к нац. истокам - в соч. появились нар.-песенные интонации, светлые, жизнерадостные мотивы («Серенада» для струн. оркестра, насыщенная нар. танц. ритмами; цикл фп. пьес, 1893; лирич., полная философских раздумий 1-я симфония, увертюра «Сказка зимнего вечера», цикл симф. поэм «В тени липы», фантазия для скрипки с оркестром, «Фантастическое скерцо» для оркестра). Воспринятые от Дворжака патриотич. традиции чеш. классики особенно проявились в симф. поэме «Прага» (образ великого города в лучах восходящего солнца, торжеств. кульминации, праздничный перезвон колоколов, использование в гл. теме интонаций гуситской песни таборитов, к которой обращались Б. Сметана и Дворжак). После смерти Дворжака (1904) и жены С. (дочери Дворжака, 1905) видное место в музыке С. заняли трагич. образы. Памяти Дворжака и жены С. посв. трагич. симфонию-реквием «Азраил» (названа именем библейского ангела смерти). Тема смерти, волновавшая С. с юности (в 15-летнем возрасте написал похоронный марш самому себе), стала главной в его произв. 1910-1920-х гг. Нек-рым соч. свойственны черты экспрессионизма [Вариации на тему святовацлавского хорала, «Легенда о мёртвых победителях» («Тризна»), «Эпилог» и др.]. Реалистич. традиции школы Дворжака в этот период сохранились преим. в хорах на слова чеш. и словацких нар. песен, в фп. миниатюрах для детей - циклах «О маме» («О matinne», 1907), «Колыбельные» («Ukolebavky», 6 пьес, 1911).
Соч.: для солистов, хора и орк. - Кршечовицкая месса (Кrecovickб mse, с органом и литаврами, 1888; 2-я ред. 1931), Эпилог (Epilog, 1932); для орк. - 2 симфонии (1897; Азраил, 1906), увертюры - Драматическая (Dramatickб, 1892), Сказка зимнего вечера (Pohadka zimniho vecera, 1894), сюита Сказка (Pohadka, 1899), симф. поэмы - Прага (по поэме С. Чеха «Жижка», 1904), Сказка лета (Pohadka leta, 1907), На заре (Zranн, 1917), Легенда о мёртвых победителях (1920), В новую жизнь (1920) и Под Блаником (Pod Blanikem, 1932), Фантастическое скерцо (1903); для струн. орк. - фантазия (1888), Похоронный марш (Smutecnн pochod, 1889; 2-я ред. 1934), Серенада (1892), пьеса Соуседска (Sousedskб, 1935); фантазия для скр. с орк. (1902; 2-я ред. 1903); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1890), фп. квартет (1891), 3 струн. квартета (1888, 1896, 2-я ред. 1915; 1911), для струн. квартета - Баллада (1890), Вариации на тему святовацлавского хорала (также для струн. орк., 1914), фп. квинтет (1893; 2-я ред. 1915), Элегия для скр. (или влч.), струн. квартета, гармониума, арфы (1902), багатель для флейты, скр. и фп. (1917); для скр. с фп. - баллада (1890), 4 пьесы (ор. 17, 1900); баллада и серенада для влч. с фп.; для фп. - соната (1883), сонатина (1897, перераб. в сонату, 1900), полонез (1892), юмореска (1894), Листок из альбома и др. пьесы и циклы пьес; для голоса с орк. - Под яблоней (Pod jablonн, 5 сцен из музыки к одиоим. легенде Ю. Зейера для альта-соло, смеш. хора, оркестра и органа, 1912; также музыка к одноим. спектаклю драм. театра, 1901; 2-я ред. 1911); хоры a cappella на сл. серб. и словац. нар. поэзии; песни с фп., в т. ч. детские.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СУК (Suk) Йозеф (р. 8 VIII 1929, Прага) - чешский скрипач. Нар. арт. ЧССР (1977). Внук Й. Сука (1874-1935). Учился у Я. Коциана (до 1950). В 1948 выступал в Брюсселе и Париже. В 1951 окончил консерваторию, в 1953 - Академию искусств в Праге. Возглавлял Пражский квартет (1950-51), трио им. Й. Сука (1952-67 и с 1973). С 1954 гастролирует как солист и ансамблист за рубежом (с 1960 неоднократно выступал в СССР). С 1961 солист Чеш. филармонии. Участвовал в междунар. муз. фестивалях, выступал с крупнейшими оркестрами под упр. видных дирижёров и с др. солистами разных стран. Игра С. отличается высокой исполнит. культурой, благородством, технич. совершенством. За грамзаписи своего исполнения С. получил «Гран при» (1960, 1968). Гос. пр. им. К. Готвальда (1964).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СУК Вячеслав Иванович (16 XI 1861, Кладно, близ Праги - 12 I 1933, Москва) - советский дирижёр. Нар. арт. Республики (1925). В 1879 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у А. Бенневица; по композиции занимался у Й. Крейчи и З. Фибиха. Работал скрипачом в чеш. оркестре Ю. Лаубе, с которым гастролировал в Варшаве и городах Украины. С 1880 жил в России. Был скрипачом-концертмейстером частной оперы И. Я. Сетова в Киеве (1880-82) и скрипачом оркестра Большого театра в Москве (1882-85). В 1885-1904 дирижёр частных оперных трупп ряда городов (Харьков, Вильнюс, Минск, Киев, Одесса, Казань, Саратов). В 1896 дирижировал спектаклями итал. оперного товарищества в Москве. В 1898 впервые в Харькове поставил оперу «Садко». В 1904-06 работал в частном театре В. И. Кононова (Петербург). В 1906 оперой «Аида» С. дебютировал в Большом театре (Москва), где работал до конца жизни. Воспитанный на традициях рус. исполнительской школы, С. уже в своих первых пост. в этом театре («Аида», «Садко», 1906) проявил себя как зрелый художник, требовательный к отделке деталей и одноврем. умеющий охватить целое. Волевой темперамент, мастерство и глубокое знание законов муз. драматургии делали его выдающимся руководителем оперного коллектива. Последующие работы С. («Руслан и Людмила», 1907; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1908; «Золотой петушок», 1909) утвердили за ним славу одного из крупнейших русский дирижёров. На протяжении своей деятельности С. осуществил на сцене Большого театра пост. многих значительных оперных произв. рус. и зап.-европ. композиторов. Дирижировал операми: «Каменный гость» Даргомыжского (1906), «Пиковая дама» (1907), «Лоэнгрин» (1908), «Майская ночь» (1909), «Снегурочка» (1911), «Кармен» (1922) и др. Его талант высоко ценили П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков. После Oкт. революции 1917 С. отдал свои силы строительству сов. муз. культуры. Наряду с работой в Большом театре С. в 1924-25 руководил муз. частью Оперной студии им. К. С. Станиславского, с 1927 был гл. дирижёром Оперного театра им. Станиславского, где в 1928 участвовал в пост. оперы «Майская ночь». С. был также выдающимся симф. дирижёром. Особенно мастерски он исполнял произв. П. И. Чайковского. В 1886-89 дирижировал концертами РМО в Таганроге, в 1905-14 - летними концертами в Сестрорецке, в 1915-17 - симф. концертами в Москве на Сокольническом кругу. В 1919 при участии С. был организован цикл симф. выступлений оркестра Большого театра (21 концерт). В 1926-29 дирижёр Моск. филармонии. Дирижировал также симф. концертами оркестра Моск. консерватории (впервые в 1906). В 1924-25 был профессором орк. класса Моск. консерватории. Как композитор С. работал в разных жанрах. Его камерные соч. выходили отдельными изданиями в Лейпциге, Праге и Москве.
Соч.: опера Лесной царь (по поэме «Май» К. Г. Махи, 1900, Оперный театр Коммерческого клуба, Харьков); для орк. - поэма Ян Гус, Драматическая увертюра, Славянские танцы, Торжественный марш, серенада (для струн. орк.), серенада (для малого орк.), чеш. песни (для струн. орк.); камерные ансамбли - 2 квартета, фп. квинтет; фп. пьесы, романсы и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия