СУК (Suk) Йозеф (4 I 1874, Кршечовице - 29 V 1935, Бенешов, близ Праги; похоронен в Кршечовице) - чеш. скрипач и композитор. Учился в детстве у отца - сельского кантора, в 1885-92 - в Пражской консерватории у Й. Фёрстера-старшего (гармония), А. Бенневица (скрипка), К. Штекера и А. Дворжака (композиция). В 1891-1933 играл (2-я скрипка) в «Чешском квартете», с которым гастролировал в странах Европы, в т. ч. неоднократно в России (с 1895). Выступал как солист-виртуоз (до 1904). В 1922-35 преподавал композицию в Пражской консерватории (в 1924-26 и 1933-35 директор), среди учеников - мн. совр. композиторы. Ранние соч. С. (пьесы для фп. и камерно-инстр. ансамблей) окрашены чувством романтич. разочарованности. Под влиянием Дворжака С. обратился к нац. истокам - в соч. появились нар.-песенные интонации, светлые, жизнерадостные мотивы («Серенада» для струн. оркестра, насыщенная нар. танц. ритмами; цикл фп. пьес, 1893; лирич., полная философских раздумий 1-я симфония, увертюра «Сказка зимнего вечера», цикл симф. поэм «В тени липы», фантазия для скрипки с оркестром, «Фантастическое скерцо» для оркестра). Воспринятые от Дворжака патриотич. традиции чеш. классики особенно проявились в симф. поэме «Прага» (образ великого города в лучах восходящего солнца, торжеств. кульминации, праздничный перезвон колоколов, использование в гл. теме интонаций гуситской песни таборитов, к которой обращались Б. Сметана и Дворжак). После смерти Дворжака (1904) и жены С. (дочери Дворжака, 1905) видное место в музыке С. заняли трагич. образы. Памяти Дворжака и жены С. посв. трагич. симфонию-реквием «Азраил» (названа именем библейского ангела смерти). Тема смерти, волновавшая С. с юности (в 15-летнем возрасте написал похоронный марш самому себе), стала главной в его произв. 1910-1920-х гг. Нек-рым соч. свойственны черты экспрессионизма [Вариации на тему святовацлавского хорала, «Легенда о мёртвых победителях» («Тризна»), «Эпилог» и др.]. Реалистич. традиции школы Дворжака в этот период сохранились преим. в хорах на слова чеш. и словацких нар. песен, в фп. миниатюрах для детей - циклах «О маме» («О matinne», 1907), «Колыбельные» («Ukolebavky», 6 пьес, 1911).
Соч.: для солистов, хора и орк. - Кршечовицкая месса (Кrecovickб mse, с органом и литаврами, 1888; 2-я ред. 1931), Эпилог (Epilog, 1932); для орк. - 2 симфонии (1897; Азраил, 1906), увертюры - Драматическая (Dramatickб, 1892), Сказка зимнего вечера (Pohadka zimniho vecera, 1894), сюита Сказка (Pohadka, 1899), симф. поэмы - Прага (по поэме С. Чеха «Жижка», 1904), Сказка лета (Pohadka leta, 1907), На заре (Zranн, 1917), Легенда о мёртвых победителях (1920), В новую жизнь (1920) и Под Блаником (Pod Blanikem, 1932), Фантастическое скерцо (1903); для струн. орк. - фантазия (1888), Похоронный марш (Smutecnн pochod, 1889; 2-я ред. 1934), Серенада (1892), пьеса Соуседска (Sousedskб, 1935); фантазия для скр. с орк. (1902; 2-я ред. 1903); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1890), фп. квартет (1891), 3 струн. квартета (1888, 1896, 2-я ред. 1915; 1911), для струн. квартета - Баллада (1890), Вариации на тему святовацлавского хорала (также для струн. орк., 1914), фп. квинтет (1893; 2-я ред. 1915), Элегия для скр. (или влч.), струн. квартета, гармониума, арфы (1902), багатель для флейты, скр. и фп. (1917); для скр. с фп. - баллада (1890), 4 пьесы (ор. 17, 1900); баллада и серенада для влч. с фп.; для фп. - соната (1883), сонатина (1897, перераб. в сонату, 1900), полонез (1892), юмореска (1894), Листок из альбома и др. пьесы и циклы пьес; для голоса с орк. - Под яблоней (Pod jablonн, 5 сцен из музыки к одиоим. легенде Ю. Зейера для альта-соло, смеш. хора, оркестра и органа, 1912; также музыка к одноим. спектаклю драм. театра, 1901; 2-я ред. 1911); хоры a cappella на сл. серб. и словац. нар. поэзии; песни с фп., в т. ч. детские.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СУК (Suk) Йозеф (р. 8 VIII 1929, Прага) - чешский скрипач. Нар. арт. ЧССР (1977). Внук Й. Сука (1874-1935). Учился у Я. Коциана (до 1950). В 1948 выступал в Брюсселе и Париже. В 1951 окончил консерваторию, в 1953 - Академию искусств в Праге. Возглавлял Пражский квартет (1950-51), трио им. Й. Сука (1952-67 и с 1973). С 1954 гастролирует как солист и ансамблист за рубежом (с 1960 неоднократно выступал в СССР). С 1961 солист Чеш. филармонии. Участвовал в междунар. муз. фестивалях, выступал с крупнейшими оркестрами под упр. видных дирижёров и с др. солистами разных стран. Игра С. отличается высокой исполнит. культурой, благородством, технич. совершенством. За грамзаписи своего исполнения С. получил «Гран при» (1960, 1968). Гос. пр. им. К. Готвальда (1964).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СУК Вячеслав Иванович (16 XI 1861, Кладно, близ Праги - 12 I 1933, Москва) - советский дирижёр. Нар. арт. Республики (1925). В 1879 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у А. Бенневица; по композиции занимался у Й. Крейчи и З. Фибиха. Работал скрипачом в чеш. оркестре Ю. Лаубе, с которым гастролировал в Варшаве и городах Украины. С 1880 жил в России. Был скрипачом-концертмейстером частной оперы И. Я. Сетова в Киеве (1880-82) и скрипачом оркестра Большого театра в Москве (1882-85). В 1885-1904 дирижёр частных оперных трупп ряда городов (Харьков, Вильнюс, Минск, Киев, Одесса, Казань, Саратов). В 1896 дирижировал спектаклями итал. оперного товарищества в Москве. В 1898 впервые в Харькове поставил оперу «Садко». В 1904-06 работал в частном театре В. И. Кононова (Петербург). В 1906 оперой «Аида» С. дебютировал в Большом театре (Москва), где работал до конца жизни. Воспитанный на традициях рус. исполнительской школы, С. уже в своих первых пост. в этом театре («Аида», «Садко», 1906) проявил себя как зрелый художник, требовательный к отделке деталей и одноврем. умеющий охватить целое. Волевой темперамент, мастерство и глубокое знание законов муз. драматургии делали его выдающимся руководителем оперного коллектива. Последующие работы С. («Руслан и Людмила», 1907; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1908; «Золотой петушок», 1909) утвердили за ним славу одного из крупнейших русский дирижёров. На протяжении своей деятельности С. осуществил на сцене Большого театра пост. многих значительных оперных произв. рус. и зап.-европ. композиторов. Дирижировал операми: «Каменный гость» Даргомыжского (1906), «Пиковая дама» (1907), «Лоэнгрин» (1908), «Майская ночь» (1909), «Снегурочка» (1911), «Кармен» (1922) и др. Его талант высоко ценили П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков. После Oкт. революции 1917 С. отдал свои силы строительству сов. муз. культуры. Наряду с работой в Большом театре С. в 1924-25 руководил муз. частью Оперной студии им. К. С. Станиславского, с 1927 был гл. дирижёром Оперного театра им. Станиславского, где в 1928 участвовал в пост. оперы «Майская ночь». С. был также выдающимся симф. дирижёром. Особенно мастерски он исполнял произв. П. И. Чайковского. В 1886-89 дирижировал концертами РМО в Таганроге, в 1905-14 - летними концертами в Сестрорецке, в 1915-17 - симф. концертами в Москве на Сокольническом кругу. В 1919 при участии С. был организован цикл симф. выступлений оркестра Большого театра (21 концерт). В 1926-29 дирижёр Моск. филармонии. Дирижировал также симф. концертами оркестра Моск. консерватории (впервые в 1906). В 1924-25 был профессором орк. класса Моск. консерватории. Как композитор С. работал в разных жанрах. Его камерные соч. выходили отдельными изданиями в Лейпциге, Праге и Москве.
Соч.: опера Лесной царь (по поэме «Май» К. Г. Махи, 1900, Оперный театр Коммерческого клуба, Харьков); для орк. - поэма Ян Гус, Драматическая увертюра, Славянские танцы, Торжественный марш, серенада (для струн. орк.), серенада (для малого орк.), чеш. песни (для струн. орк.); камерные ансамбли - 2 квартета, фп. квинтет; фп. пьесы, романсы и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
СУ..

НЕФ

НИГ

НОМ

НЭЙ

ОДА

ОЙТ

ОРФ

ОТС

ПАС

ПОТ

ПТИ

РАЯ

РЕЙ

РИЗ

РИМ

РИС

РОГ

САЗ

САЦ

СУН

ТАР

ТЕО

ТИЦ

ТОБ

ТОН

ТОТ

ТОХ

ТУШ

УДЖ

УЛЬ

ФОР

ФУТ

ХЁГ

ХАС

ХОР

ХУД

ХУР

ЦУТ

ЧЕХ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>