ТЮЛИН Даниил Юрьевич (21 XII 1925, Ленинград - 25 VIII 1972, Москва) - советский дирижёр. Чл. КПСС с 1960. В 1946 окончил Высшее уч-ще воен. дирижёров, в 1951 - Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у И. А. Мусина, в 1961 - аспирантуру при Моск. консерватории у Л. М. Гинзбурга. С 1951 2-й дирижёр симф. оркестра Ростовской, с 1952 ассистент дирижёра Ленингр. филармоний. С 1954 гл. дирижёр симф. оркестра Горьковской, с 1956 - Каб.-Балк., в 1963-66 - Кисловодской, в 1970-72 - Ярославской филармоний. В 1961-63 дирижёр Моск. симф. оркестра. В 1966-67 возглавлял нац. симф. оркестр Кубы в Гаване, одноврем. руководил дирижёрским классом в Гаванской консерватории, затем руководил Гос. симф. оркестром Перу в Лиме. Гастролировал за рубежом. 2-е пр. на Всесоюзном смотре дирижёров (1955, Ленинград), на 2-м Всесоюзном конкурсе дирижёров (1966, Москва). Преподавал на воен.-дирижёрском ф-те Моск. консерватории (1968-70).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ТЮЛИН Юрий Николаевич [14 (26) XII 1893, Таллин - 8 V 1978, Москва] - советский музыковед, педагог и композитор. Засл. деятель искусств РСФСР (1957). Доктор искусствоведения (1937). В 1911-17 учился в Петерб. университете (на математич., позже на юридич. ф-тах). В 1917 окончил композиторское отделение Петерб. консерватории у Н. А. Соколова. В нач. 20-х гг. преподавал во 2-м и 4-м Ленингр. муз. техникумах муз.-теоретич. предметы, читал лекции по гармонии в Ин-те истории искусств (ныне Ленингр. институт театра, музыки и кинематографии), работал концертмейстером в экспериментальной мастерской Монументального театра при Ленингр. театре оперы и балета. В 1925-67 преподавал в Ленингр. консерватории муз.-теоретич. предметы (с 1935 профессор). С 1967 в Москве. В 1970-75 профессор-консультант Муз.-пед. института им. Гнесиных, в 1971-78 профессор кафедры теории музыки Моск. консерватории. Т. принадлежат исследования в разл. областях муз. науки: гармонии, муз. формы, полифонии; занимался также отд. проблемами нар. муз. творчества, исполнительства, истории музыки, муз. эстетики, муз. психологии. Автор ряда методич. трудов и учебников. Наиболее значительны труды Т. в области гармонии. В них разработаны теория переменных функций тонов и созвучий, теория фонизма аккордов и интервалов, науч. гипотеза историч. генезиса лада (согласно трём принципам - секундового окружения опорного тона, образования ладового остова и его мелодич. заполнения), дано новое освещение проблемы лада (основы лада выводятся Т. не только из свойств муз. звука, но также из психофизиологич. и общелогич. предпосылок), исследован генезис совр. гармонии. Среди учеников Т. - В. П. Дернова, Н. Г. Привано. Автор муз. соч., в их числе 3 сонаты для фп., «Русская сюита» для оркестра (1946), сюита для органа (1971).
Соч.: Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927; Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников, «СМ», 1935, No 3; Учение о гармонии, т. 1, Основные проблемы гармонии, [Л.], 1937, под назв.- Учение о гармонии, М., 1966; Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938; Теоретические основы гармонии (совм. с Н. Г. Привано), Л., 1956, М., 1965; Учебник гармонии, ч. 1-2, М., 1957-59 (ч. 1 - совм. с Н. Г. Привано), М., 1964; Об историческом значении учебника гармонии Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование, Л., 1959; О зарождении и развитии гармонии в народной музыке, в сб.: Очерки по теоретическому музыкознанию, Л., 1959, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, М., 1964; Задачи по гармонии, вып. 1- 2, М., 1960 (вып. 1 - совм. с Н. Г. Привано), М., 1966; Образцы решения гармонических задач, вып. 1-2, М., 1960 (вып. 1 - совм. с Н. Г. Привано); Мысли о современной гармонии, «СМ», 1962, # 10; Строение музыкальной речи, Л., 1962, М., 1969; Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; О программности в произведениях Шопена, Л., 1963; Искусство контрапункта, М., 1964, М., 1968; Музыкальная форма (совм. с Т. Бершадской, И. Пустыльником, А. А. Пэном, Т. Г. Тер-Мартиросяном, А. Шнитке), М., 1965, 1974; На пути к признанию. Страницы воспоминаний, «МЖ», 1966, No 8; Юные годы Д. Д. Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Юлиан Крейн,. М., 1971; О произведениях Бетховена последнего периода. Цепляемость музыкального материала, в сб.: Бетховен, вып. 1, М., 1971; Из воспоминаний о Н. К. Метнере, «СМ», 1972, No 7; Произведения Чайковского. Структурный анализ, М., 1973; Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, [т. 1-2], М., 1976-77; Путь к симфоническому мастерству, «СМ», 1978, No 9, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТЮ..

ТИТОВ

ТОКИО

ТОМБО

ТОНУС

ТОРКИ

ТОСАР

ТОСТИ

ТОЧКА

ТРАНЕ

ТРЕЛЬ

ТРОПЫ

ТРУБА

ТУБИН

ТУМЫР

ТУОНГ

ТУТЕК

ТУЧЧИ

ТЫЛИК

ТЮЗЮН

УЗЛЯУ

УИСАР

УНГЕР

УРБАН

УРБАХ

УСУЛЬ

ФАВАР

ФАГОТ

ФАЙЕР

ФАЙЗИ

ФАЛИК

ФАЛЛЬ

ФАЛЬЯ

ФАЧЧО

ФЕЙХТ

ФЕОНА

ФЕТИС

ФИБИХ

ФИЛЬЦ

ФИНАЛ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>