ТАМАША (дословно - развлечение, театральное представление) - один из наиболее популярных видов инд. муз.-танц. представлений. Распространён в штате Махараштра. Зарождение Т. индийские исследователи относят к 17 в., когда маратхи вели многолетние войны против монг. правителей. К этому времени относятся первые сведения о представлениях Т., устраивавшихся в инд. деревнях для развлечения воинов-маратхов. Спектакль строился по принципу чередования вок.-танц. номеров, исполнявшихся деревенскими певицами- танцовщицами. Единств. роль, закреплённая за актёром-мужчиной, - деревенский шут, развлекающий зрителей грубыми, порой непристойными шутками. Песни Т. задушевны и мелодичны. В отличие от песен класссич. инд. вок. стилей, они лишены философской рассудочности, усложнённой орнаментальности. Широкая мелодия подвижна и эмоциональна. Тематика песен чрезвычайно разнообразна, однако в 17 в. в соответствии со вкусами специфич. аудитории господствовали песни, прославляющие воинскую доблесть, силу, радости любви. По мере развития Т. её песни всё реже выходили из круга любовной темы. С окончанием военных действий, в новых историч. условиях характер Т. претерпел эволюцию: намечается тяготение к традиц. мотивам мифотворчества (в первую очередь, кришнаистским), к бытовому сюжету, получавшему в основном комедийную интерпретацию. К числу важных нововведений этого периода относятся и развёрнутые прозаич. песни-диалоги, включавшиеся в ткань представления, и трансформация образа шута, ставшего главным персонажем. Иск-во Т. 18-19 вв. смогло отразить важные явления обществ. жизни Махараштры. Повысилось и значение Т., расширился круг зрителей. Новый импульс развитию Т. дал рост нац.-освободит. борьбы индийцев. Нар. песни, призывающие к единению усилий всего населения Индии в борьбе за свободу, получили через Т. широкий доступ к инд. зрителю. Успех этих представлений не смог не стимулировать стремление проф. композиторов и драматургов Махараштры использовать традиц. форму нар. зрелища для пропаганды идей нац.-освободит. борьбы. В 1943 маратхский драматург Аннабхау Сатхе на основе нар. мелодий впервые создал Т., вызванные к жизни политич. борьбой инд. трудящихся, - «Акалечи гошт» («Испытание умственных способностей») и «Бекаядешир» («Незаконный»). Зародившаяся в политич. битвах инд. трудящихся, Т. не теряет значения и поныне. Помимо совр. формы Т., в Индии существуют труппы проф. актёров, дающие представления, во многом сходные с самыми ранними её образцами. Одна из них - «Сангит Бари» (музыкально- танцевальная труппа). В 70-е гг. в штате Махараштра функционировало 400 таких коллективов; каждая из трупп, в к-рую обычно входят члены одной семьи, состоит из 10 певиц-танцовщиц и небольшого оркестра (ударный - дхолак, портативный орган, род инд. кларнета). Доминирует сольная любовная песня (лавани). «Сангит Бари» включает в программу также дуэты и трио (исполняются в унисон). Наибольшей популярностью пользуется труппа «Арья бхушан тиэтр» (г. Пуна). Среди исполнителей: Бапирас Кхиде, Дешпанде, сёстры Витха, Кесар и Манорама.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТА..

СТЕФЮК

СТРАНК

СТРУВЕ

СТРУНА

СТУПКА

СТЫРЧА

СУЗАТО

СУЛИНГ

СУМЕРА

СУРКОВ

СУРНАЙ

СУХОНЬ

СЫТНИК

ТАВЛЯК

ТАЙФЕР

ТАЛЛИН

ТАЛЛИС

ТАЛЬЯН

ТАМАРА

ТАМТАМ

ТАМУРА

ТАНАБЕ

ТАНАКА

ТАНБУР

ТАНЕЕВ

ТАНСЕН

ТАТРАИ

ТАУЗИГ

ТАШНЕР

ТАШЧЯН

ТВЕЙТТ

ТЕЙЛОР

ТЕОРБА

ТЕПЛОВ

ТЕРМЕН

ТЕРТИС

ТЕРЦЕТ

ТЕРЦИЯ

ТЕСНИФ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>