ТАНГО (испан. tango; вероятно, слово афр. происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в нач. 20 в. по всему миру под назв. «аргентинское Т.», - креольские). Первые упоминания о Т. в Лат. Америке относятся к кон. 18 - нач. 19 вв., когда этим словом обозначали негр. праздник с танцами и пением, а также место, где он проходил. В Испании в 1-й пол. 19 в. у андалусийских цыган Т. называли любой праздник с танцами. В то же время в Андалусии было известно (не позднее сер. 19 в.) «цыганское» T. (tango gitano) - сольный женский танец, принадлежавший к группе танцев фламенко и, следовательно, не имевший никакой генетич. связи с позднейшим аргентинским Т. Известен также как парный бальный танец, в истории развития которого различаются три последоват. этапа: 1) андалусийское Т. (tango andaluz) - шуточная, иногда сатирич. уличная песенка, популярная в 1850-80-х гг. в Севилье и сохранявшаяся до нач. 20 в. Андалусийское Т., очевидно, имеет общий источник с кубинской хабанерой, распространившейся в Испании около сер. 19 в. под назв. амер. Т. Мелодии андалусийского Т. представляют собой 16-тактовый период, состоящий из двух 8-тактовых предложений (соответственно куплету и рефрену), в двудольном размере и умеренно подвижном темпе. Отличит. черта андалусийского Т. - остинатная фактура гитарного аккомпанемента с постоянным ритмом 2/4 в куплете и 2/4 в рефрене и неизменным гармонич. контуром с чередованием T и D в мажоре: Андалусийское танго «Хозяйка дома». 1880-е гг. В кон. 1870 или нач. 1880-х гг. андалусийское Т. распространилось в Аргентине, где к тому времени были очень популярны две мелодически и особенно ритмически схожие между собой (хотя и разного происхождения) и одноврем. близкие андалусийскому Т. песенно-хореографич. формы: кубинская хабанера и аргентинская милонга. 2) Креольское T. (tango criollo) - вначале песня, а в кон. 1880 - нач. 1890-х гг. - танец. Креольское Т. возникло в 1880-х гг. от смешения мелодич. и ритмич. элементов кубинской хабанеры и аргент. милонга. Оно взяло от андалусийского Т. и хабанеры остинатную ритмоформулу аккомпанемента и двухчастную структуру периода, а от милонги - более острый ритм с синкопами на сильных долях. Исполнялось в сопровождении аккордеона, мандолины или маленьких уличных оркестров, состоявших из гитары, скрипки, арфы и флейты. Хореография креольского Т. близка хабанере и милонге, это - парный танец de pareja suelta, в котором партнёры танцевали отдельно друг от друга. Г. Диес. Креольское танго «Эль портеньито». 1880-е гг. 3) Аргентинское T. (tango argentino) возникло в кон. 1890-х гг. в результате изменения хореографии креольского Т. - из танца de pareja suelta он превратился в танец de pareja enlazada, т. е. парный танец, в котором партнёры движутся, обняв друг друга за плечи (как в совр. Т.). Впервые аргент. Т. появилось на театр. подмостках Буэнос-Айреса в сарсуэле «Креольское правосудие» Сориа (1897). На протяжении первого десятилетия 20 в. были сочинены сотни аргентинских Т. Популярными авторами были А. Вильольдо, Р. А. Мендисабаль, Х. Мальо, Д. Санта-Крус Уилсон, Э. П. Дельфино, позднее - X. Сандерс, Э. Донато, X. Матос Родригес (автор известного Т. «Кумпарсита»). А. Вильольдо. Аргентинское танго «Эль чокло». 1903. Т. исполняли спец. оркестры в кафе, ресторанах, кинотеатрах и танцзалах, а также на улицах - уличные «дуэты» и «трио» музыкантов (обычно в составе аккордеона, концертины и бандонеона). Параллельно с Т.-танцем возникла самостоят. форма Т.-песня (tango-cancion). В 1910 один из аргентинский композиторов-пропагандистов этого танца Э. Саборидо привёз музыку и хореографию аргент. Т. в Париж. Усовершенствованное парижскими хореографами аргент. Т. вскоре распространилось во всём мире.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТА..

СОХОР

СРИНГ

СТАЙН

СТАРК

СТАРР

СТЕРН

СТИЛЛ

СТОИН

СТОПА

СТРОЙ

СУРМА

СУРНА

СЮИТА

ТАБЛА

ТАГОР

ТАЙЕР

ТАЛЕШ

ТАЛИХ

ТАМУР

ТАНЕЦ

ТАПЁР

ТАРАФ

ТАРТУ

ТВИСТ

ТЕЙЕР

ТЕМБР

ТЕНОР

ТИБИЯ

ТИТОВ

ТОКИО

ТОМБО

ТОНУС

ТОРКИ

ТОСАР

ТОСТИ

ТОЧКА

ТРАНЕ

ТРЕЛЬ

ТРОПЫ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>