ТАР. 1) Азерб., иран., арм., даг. (чoнгур, чугур), груз. (тбри) струн. щипковый инструмент. Имеет 8-образный корпус в виде 2 чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе - 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Осн. лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в спец. желобке шейки. Старинный 4-6-струн. T. имел нетемперированный 19-ступенный звукоряд, включающий мелкие (менее полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром. Совр. Т. - 11-струнные (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (гл. обр. бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические - парные, основные и дополнительные (последние используются только в каданcax), расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные - переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в т. ч. в макомах). Наиболее распространённая (одна из 13) настройка: с1, с 1; g, g; с1; с; g; g1, g1; с2, с2; диапазон: с - а2. Наигрыши на Т., как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на 2 струнах в унисон (иногда на одной; тогда 2-я становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр Т. - густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний - звонкого, серебристого. Т. - исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях (с кеманчой и дафом) и оркестрах нар. инструментов для исполнения мугамов, танц. и песенных мелодий. 2) Араб. круглый бубен с металлич. дисками на обруче.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТА..

НОМ

НЭЙ

ОДА

ОЙТ

ОРФ

ОТС

ПАС

ПОТ

ПТИ

РАЯ

РЕЙ

РИЗ

РИМ

РИС

РОГ

САЗ

САЦ

СУК

СУН

ТЕО

ТИЦ

ТОБ

ТОН

ТОТ

ТОХ

ТУШ

УДЖ

УЛЬ

ФОР

ФУТ

ХЁГ

ХАС

ХОР

ХУД

ХУР

ЦУТ

ЧЕХ

ЧИЖ

ШЁК

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>