ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА. До Oкт. революции 1917 Т. м. бытовала как народное, в основном вок., искусство, представленное одноголосными песнями устной традиции. Тематика песен охватывала все стороны жизни народа. Наиболее своеобразны протяжные сольные лирич. и лирико-эпич. песни (озын кюй). Для них характерны волнообразное развёртывание мелодии (нередко из одного тематич. зерна) с тенденцией поступенного движения к нижней опоре, ритмич. свобода, переменный метр, асимметричность структуры. Большую роль играют импровизируемые певцом мелизматич. распевы. В целом мелодия развивается спокойно, плавно, на широком дыхании, без акцентирования. Приглушённые тембры, мягкость интонирования и манера пения вполголоса придают старинным напевам особую душевность и теплоту. Аллюки» (старинная протяжная песня). Запись А. С. Ключарёва. Др. разновидность - шуточные и плясовые быстрые песни (кыска кюй), для которых характерны чёткая мотроритмич. организация, небольшой диапазон, отсутствие орнаментики, квадратная структуpa; к ним примыкают такмаки (песни типа частушки). Ручеёк Фазыла» (современная народная песня). Запись А. С. Ключарёва. Популярны 2-частные песни, гл. обр. любовно-лирические, лирико-бытовые, сочетающие черты протяжных орнаментированных напевов и чётких, подвижных кыска кюй, а также т. н. деревенские (авыл кюе) и городские (шэхэр кюе) песни умеренного темпа, напевные, с равномерной ритмич. пульсацией. Старинные, обычно мелодико-речитативного склада песни-сказы (баиты) повествуют гл. обр. о трагич. событиях социально-исторического, а чаще семейно-бытового плана. У некоторых этнич. групп сохранились обрядовые песни. После Oкт. революции 1917 благодаря взаимодействию с проф. искусством и нар. музыкой разл. народов Сов. Союза тат. песня обогащается новыми ритмоинтонациями, воплощающими совр. идейно-образное содержание. Уел» (старинная протяжная песня). Запись M. H. Нигмедзянова. Ладовая основа тат. песни - ангемитонная пентатоника. В напевах обычно через общий звук соединяются разные по строению бесполутоновые 5-ступенные звукоряды. В старинных напевах преобладают бестерцовые разновидности лада, в более поздних и современных - терцовые, создающие ощущение мажора или минора. Традиц. исполнение тат. нар. песен одноголосное, преим. сольное, без инстр. сопровождения. В совр. практике певцы поют, как правило, в сопровождении баяна. Распространение получило коллективное унисонное исполнение хороводных, игровых, деревенских песен. Встречается и хор. пение с элементами многоголосия. Среди нар. инструментов - курай (духовой, типа продольной флейты), кубыз (язычковый, щипковый, типа варгана), гармонь, скрипка, мандолина, домра, гусли. Известные исполнители нар. песен: певцы - нар. арт. Тат. АССР Г. Н. Сулейманова, Р. В. Вагапов, засл. арт. РСФСР И. М. Шакиров; гармонисты - нар. арт. Тат. АССР Ф. К. Туишев, засл. арт. Тат. АССР P. P. Биккенин. Первые записи тат. песен относятся к кон. 19 в. - «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края» В. А. Мошкова («Известия общества археологии, истории и этнографии», тт. XII, XIV, XVII, Казань, 1894, 1897, 1901), «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» С. Г. Рыбакова (1897), рукописные сборники Г. X. Еникеева и А. И. Оводова (1883-93), Г. Г. Сайфуллина (1896-1926) и др. После Oкт. революции 1917 записью и пропагандой тат. муз. фольклора занимались B. И. Виноградов, С. X. Габаши, А. В. Затаевич, А. А. Эйхенвальд, позже А. С. Ключарёв, М. А. Музафаров, Дж. X. Файзи, в 1960-70 - А. X. Абдуллин, M. H. Нигмедзянов. Собирание, изучение, публикация нар. песен приобрели систематич. характер после организации кабинета фольклора при Управлении по делам искусств СНК Тат. АССР (1937). С 1958 эта работа сосредоточена в Ин-те тат. языка и литературы Казанского филиала АН СССР. Изданы сборники тат. нар. песен A. С. Ключарёва, В. И. Виноградова, М. X. Садри (Казань, 1941), А. С. Ключарёва (Казань, 1955), М. А. Музафарова, Ю. В. Виноградова и З. Ш. Хайруллиной (М., 1964), М. Н. Нигмедзянова (М., 1970, Казань, 1976), Дж. X. Файзи (Казань, 1971). Тат. музыканты-самоучки, исполнители нар. песен, а также небольшие инстр. ансамбли появляются в нач. 20 в. Произв. для этих ансамблей создавали сами их участники: Т. Зайпин, З. Яруллин, Ф. Латыпов, Ф. Гумерова, С. Габаши, позже Ф. Туишев и др. Однако подлинно проф. муз. культура складывается в период социалистич. строительства. Начинается подготовка нац. кадров в Казанском муз. техникуме (осн. как Уч-ще Рус. муз. общества в 1904), куда до Oкт. революции татары почти не имели доступа, организуются рабфак (1933) и Тат. оперная студия при Моск. консерватории (1934). Первый проф. тат. композитор - С. З. Сайдашев. В 20-е гг. Тат. театр им. Красного Октября (с 1939 - Т-р им. Г. Камала) стал одним из очагов нац. муз. культуры. Для этого театра С. З. Сайдашевым созданы муз. драмы «Голубая шаль» (1926), «Родина» (1929), «На реке Кандре» (1932; все по пьесам К. А. Тинчурина), «Наёмщик» (по пьесе Т. К. Гизатова, 1928). Многие песни, арии, танцы, увертюры из этих и др. спектаклей обрели самостоят. жизнь. В этом театре сформировались первые проф. певцы С. X. Айдаров, Г. М. Кайбицкая, C. Г. Садыкова. Здесь же с участием хора и оркестра муз. уч-ща поставлены первые тат. оперы «Сания» (1925) и «Эшче» («Рабочий», 1930) Г. С. Альмухаметова, B. И. Виноградова, С. X. Габаши. К кон. 1930-х гг. муз. образование в Москве получила большая группа тат. композиторов, музыкантов-инструменталистов, певцов, способствовавших быстрому подъёму нац. муз. культуры. В 1937 созданы Филармония им. Г. Тукая, Ансамбль песни и пляски, Дом нар. творчества, в 1939 - CК Тат. АССР, Татарский театр оперы и балета. Новые темы и идеи нашли своё воплощение в песенном творчестве С. З. Сайдашева, М. А. Музафарова, Дж. X. Файзи, З. В. Хабибуллина, Ф. З. Яруллина, A.C. Ключарёва. Возникли новые жанровые разновидности песни, сформировались новый тип мелодики, интонац. обороты и некоторые стилистич. черты нац. музыки, получившие дальнейшее развитие в крупных формах. Интенсивно стало формироваться оперное искусство. Большой вклад в него внёс Н. Г. Жиганов, создав оперы разных жанров на темы крестьянского и рабочего революц. движения, Великой Отечеств. войны 1941-45, на легендарно-сказочные сюжеты: «Качкын» («Беглец», 1939), «Алтынчач» («Золотоволосая», 1941), «Ильдар» (1942; 2-я ред. под назв. «Дорогой Победы», 1954), «Тюляк» (1945; 2-я ред. «Тюляк и Су-Слу», 1967), «Намус» («Честь», 1945). В операх Жиганова на нац. материале органично претворились муз.-драматургич. принципы мировой оперной классики, традиции оперно-хоровой драматургии, проявилось стремление к симфонизации. Значит. достижением для сов. муз. культуры в целом явилась его лирико-героич. опера-поэма «Джалиль» (1957). Лирич. оперы создали М. А. Музафаров («Галиябану», 1940), Дж. X. Файзи («Неотосланные письма», 1960), лирико-психологич. оперу на совр. тему - X. В. Валиуллин («Самат», 1957). В 1941 Ф. З. Яруллин на основе слияния нар. муз.-поэтич. традиций с принципами классич. балета создал первый нац. балет «Шурале» (пост. 1945), получивший широкую известность, в т. ч. за рубежом. Балеты написали Жиганов («Зюгра», 1944; «Две легенды», 1971), Э. З. Бакиров («Золотой гребень», 1957; 2-я ред. под назв. «Водяная», 1971), Р. Г. Губайдуллин («Кисекбаш» - «Отсечённая голова», по сатирич. сказке Г. Тукая, 1958), З. В. Хабибуллина (детский балет «Раушан», 1960; 2-я ред. под назв. «Заколдованный мальчик», 1974). Дж. X. Файзи стал основателем нац. муз. комедии («Башмачки», 1942; «Чайки», 1944; «На берегу Волги», 1949). Тат. симф. музыка зародилась в 20-30-е гг. в творчестве С. З. Сайдашева, А. С. Ключарёва, Н. Г. Жиганова, М. А. Музафарова, Ф. З. Яруллина. Более активное овладение симф. жанрами началось со 2-й пол. 1940-х гг. На первых этапах тат. нац. традициям более близким оказался жанрово-характерный симфонизм (песенно-танц., жанрово-характерные сюиты, программные симф. поэмы, увертюры). На основе освоения мирового классич. наследия и прогрессивного опыта совр. сов. и заруб. композиторов для Т. м. постепенно становятся всё более органичными и обобщённые формы симф. мышления. Симф. музыка ярко и многогранно представлена в творчестве Жиганова (поэма «Кырлай», 1946; сюита на тат. темы, 1949; увертюра «Нафиса», 1952; Симфонические песни, 1965; 10 симфоний, 1937-79, и др.), Музафарова (симфония, 1942; поэмы - памяти Г. Тукая, 1952, памяти М. Вахитова, 1956), А. З. Монасыпова («Балетная сюита», 1960; 4 симфонии, 1962-78). В области симф. музыки плодотворно работали Ключарёв («Волжская симфония», 1955; сюиты), А. Г. Валиуллин (симфония, 1956; поэмы «Мир победит войну», «Спасское восстание», «Юность», сюита «Симфонические танцы», увертюры), Ф. А. Ахметов (поэма памяти Ф. З. Яруллина, 1970; симфония, 1976). К симф. жанрам обращаются также Б. А. Мулюков, И. Д. Якубов. Тат. концерт для инструмента с оркестром выкристаллизовывался в творчестве Р. X. Яхина (для фп., 1950-51), А. С. Лемана (для скрипки, 1951; фп., 1954), Музафарова (2 для скрипки, 1953, 1961). Концерты создали М. З. Яруллин (для скрипки, 1962), Р. А. Еникеев (для фп., 1962-64), Р. Н. Белялов (2 для фп., 1967, 1970; концерт-симфония для скрипки с оркестром, 1974), И. Д. Якубов (для фп., 1976) и др. Медленнее развивается хор. музыка. Путь к ней прокладывался через хор. обработки нар. песен. В этой области известны произв. Ключарёва, Музафарова, М. Г. Латыпова, Б. А. Мулюкова. К 30-летию Тат. АССР (1950) Музафаров написал хор. сюиту «Путь счастья», в 1970 прозвучала первая тат. оратория «Человек» М. З. Яруллина, в 1975 - концерт для хора без сопровождения Ш. К. Шарифуллина, в 1977 - оратория «Казань» Б. А. Мулюкова. В 1930-40-х гг. появились камерно-вок. и камерно-инстр. произв. Музафарова, Ф. З. Яруллина, Ключарёва; в 50-х гг. - А. Г. Валиуллина, И. Г. Шамсутдинова, А. З. Монасыпова. В вок. произв. Р. X. Яхина прослеживается развитие нац. камерно-вок. музыки от лирич. романсов к идейно-значит. драм. вок. монологам («Поэт», на стихи Г. Тукая) и циклам высокого гражданского, обществ. звучания («Из Моабитской тетради», на стихи М. Джалиля). В 1960-70 с приходом в Т. м. нового поколения композиторов возрос интерес к камерно-инстр. жанрам, создано много произв. для фп., скрипки, дух. инструментов, ансамблей разного состава. В камерно-инстр. жанрах работают Р. А. Еникеев, Ф. А. Ахметов, Р. Н. Белялов, Ш. К. Шарифуллин и др. Активно обращаются композиторы к нар. тематич. материалу, обновляют мелодич. и гармонич. язык, обогащают муз.-выразит. средства, более свободно претворяя классич. принципы формообразования. Среди тат. исполнителей: певцы - нар. арт. СССР A. З. Аббасов, нар. арт. Тат. АССР З. Г. Байрашева, А. С. Измайлова, Г. М. Кайбицкая, С. Г. Садыкова, нар. арт. РСФСР М. З. Булатова, Ф. X. Насретдинов, М. М. Рахманкулова, З. Г. Хисматуллина, B. Г. Шарипова, засл. арт. РСФСР В. Н. Жарков, И. Д. Ишбуляков; дирижёры - засл. деят. искусств РСФСР X. В. Фазлуллин, засл. деят. искусств Тат. АССР Дж. Г. Садрижиганов. Среди музыковедов: Ч. Н. Бах-тиярова, Я. М. Гиршман, Г. Я. Касаткина, М. Н. Нигмедзянов. В Тат. АССР работают (1980): Тат. театр оперы и балета им. М. Джалиля, филармония (в её составе: симф. оркестр, ансамбль песни и танца), Союз композиторов, Дом нар. творчества, сектор искусства Ин-та языка и литературы им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР, консерватория (1945, Казань), муз. ф-т Педагогич. института (1960, Казань), 3 муз. уч-ща (Казань, Альметьевск, Нижнекамск), 64 детские муз. школы, спец. школа при консерватории.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТА..

ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА

ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР

ПУХОЛЬ ВИЛЛАРУБИ

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

РОЖОК АНГЛИЙСКИЙ

РОЗАНОВА-НЕЧАЕВА

РОССИЙСКАЯ ПЕСНЯ

РУМЫНСКАЯ МУЗЫКА

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ

СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА

СИРИЙСКАЯ МУЗЫКА

СЛОВАЦКАЯ МУЗЫКА

СЛОЖНАЯ КАДЕНЦИЯ

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА

СОНАТНОЕ ALLEGRO

СТЕШЕНКО-КУФТИНА

СТРУННЫЙ ОРКЕСТР

ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА

ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА

ТРЕБЕЛЛИ БЕТТИНИ

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

ТУНИССКАЯ МУЗЫКА

УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА

ХАКАССКАЯ МУЗЫКА

ХИЗ МАСТЕРС ВОЙС

ЦАНИ ДЕ ФЕРРАНТИ

ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ СОНАТА

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС

ЧЕРНЫ-СТЕФАНЬСКА

ЧИЛИЙСКАЯ МУЗЫКА

ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА

ШМИДТ-ИССЕРШТЕДТ

ШРИ-ЛАНКИ МУЗЫКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>