ТЕМА (от греч. tema, букв. - то, что положено в основу) - муз. построение, служащее основой муз. произв. или его части. Ведущее положение Т. в произв. утверждается благодаря значительности муз. образа, способности к развитию составляющих Т. мотивов, а также благодаря повторениям (точным или варьированным). Т. - основа муз. развития, стержень становления формы муз. произв. В ряде случаев Т. не подвергается развитию (эпизодич. Т.; темы, представляющие собой целое произв.). Соотношение тематич. и нетематич. материала в произв. может быть различным: от значит. количества тематически нейтральных построений (напр., эпизодич. мотивы в разработочных разделах) до полного подчинения Т. всех элементов целого. Произв. может быть однотемным и многотемным, причём Т. вступают между собой в разнообразные отношения: от очень близкого родства до яркого конфликта. Весь комплекс тематич. явлений в сочинении образует его тематизм. Характер и строение Т. находятся в тесной зависимости от жанра и формы произв. в целом (или его части, основой которой служит данная Т.). Существенно отличаются, напр., законы построения Т. фуги, Т. гл. партии сонатного allegro, T. медленной части сонатно-симф. цикла и т. д. Т. гомофонно-гармонич. склада излагается в форме периода, а также в виде предложения, в простой 2- или 3-частной форме. В некоторых случаях Т. не имеет определ. замкнутой формы. Понятие «Т.» претерпевало значит. изменения в ходе историч. развития. Термин впервые встречается в 16 в., заимствован из риторики и в это время часто совпадал по смыслу с др. понятиями: cantus firmus, soggetto, tenor и др. X. Глареан («Dodecachordon», 1547) называет Т. осн. голос (tenor) или голос, которому поручается ведущая мелодия (cantus firmus), Дж. Царлино («Istitutioni harmoniche», III, 1558) называет T., или passagio, мелодич. линию, в которой в изменённом виде проводится cantus firmus (в отличие от soggetto - голоса, проводящего cantus firmus без изменений). Др. теоретики 16 в. закрепляют это различие, применяя также термин inventio наряду с термином tema и subjectum наряду с soggetto. В 17 в. различие между указанными понятиями стирается, они становятся синонимами; так, subject как синоним Т. сохранился в зап.-европ. музыковедч. литературе вплоть до 20 в. Во 2-й пол. 17 - 1-й пол. 18 вв. термином «Т.» обозначали прежде всего главную муз. мысль фуги. Выдвинутые в теории музыки классич. принципы построения Т. фуги основаны гл. обр. на анализе темообразования в фугах И. С. Баха. Полифонич. Т. обычно одноголосна, она непосредственно вливается в последующее музыкальное развитие. Во 2-й пол. 18 в. сформировавшееся в творчестве венских классиков и др. композиторов этого времени гомофонное мышление изменяет характер Т. В их произв. Т. - целый мелодико-гармонич. комплекс; появляется чёткое разграничение между Т. и развитием (Г. Кох ввёл понятие «тематическая работа» - в кн. «Musikalisches Lexikon», TI 2, Fr./M., 1802). Понятие «Т.» применяется практически ко всем гомофонным формам. Гомофонная Т., в отличие от полифонической, имеет более определ. границы и чёткое внутр. членение, часто бульшую протяжённость и законченность. Такая Т. - обособленная в той или иной степени часть муз. произв., к-рая «заключает в себе его главный характер» (Г. Кох), что отражено в немецком термине Hauptsatz, употреблявшемся со 2-й пол. 18 в. наряду с термином «Т.» (Hauptsatz означает также Т. гл. партии в сонатном allegro). Композиторы-романтики 19 в., опираясь в целом на законы построения и использования Т., выработанные в творчестве венских классиков, существенно расширили рамки тематизма. Более важную и самостоят. роль стали играть мотивы, составляющие Т. (напр., в соч. Ф. Листа, Р. Вагнера). Усилилось стремление к тематич. единству всего произв., вызвавшее появление монотематизма (см. также Лейтмотив). Индивидуализация тематизма проявилась в повышении значения фактурно-ритмич. и тембровых характеристик. В 20 в. использование некоторых закономерностей тематизма 19 в. соединяется с новыми явлениями: обращением к элементам полифонич. тематизма (Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, П. Хиндемит, А. Онеггер и др.), сжатием Т. до кратчайших мотивных построений - иногда двух- или трёхзвуковых (И. Ф. Стравинский, К. Орф, последние произв. Д. Д. Шостаковича). Вместе с тем значение интонац. тематизма в творчестве ряда композиторов падает. Появляются такие принципы формообразования, по отношению к которым применение прежнего понятия Т. стало не вполне обоснованным. В ряде случаев предельная интенсивность развития делает невозможным использование оформленной, чётко выделенной Т. (т. н. атематическая музыка): изложение исходного материала совмещается с его развитием. Однако сохраняются элементы, играющие роль основы развития и близкие по функции к Т. Это те или иные интервалы, скрепляющие всю муз. ткань (Б. Барток, В. Лютославский), серия и общий тип мотивных элементов (напр., в додекафонии), фактурно-ритмич., тембровые характеристики (К. Пендерецкий, В. Лютославский, Д. Лигети). Для анализа подобных явлений ряд теоретиков музыки использует понятие «рассредоточенный тематизм».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТЕ..

СОЛО

СОЛЬ

СОНА

СОРЕ

СОРО

СОРС

СОХО

СТОК

СУБИ

СУЗА

СУЗЕ

СЭКИ

СЮАР

ТАБЛ

ТАКТ

ТАЛА

ТАНЧ

ТАРП

ТЕЗИ

ТЕМП

ТИБО

ТКАЧ

ТОВИ

ТОДА

ТОДИ

ТОЗИ

ТОМА

ТОММ

ТОНС

ТРЕШ

ТРИО

ТУБА

ТУМА

ТУРТ

ТУШЕ

ТЮРК

УРАН

УСОВ

УФАР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>