ТЕПЛОВ Борис Михайлович [9 (21) X 1896, Тула - 28 IX 1965, Москва] - сов. психолог. Действит. чл. АПН РСФСР (1945). Засл. деят. науки РСФСР (1957). В 1914 окончил Тульское муз. уч-ще по классу фп., в 1921 - Моск. университет. С 1929 преподавал в Ин-те психологии (в 1933-35 и 1945-52 зам. директора). В 1935-41 профессор кафедры психологии Ин-та повышения квалификации музыкантов-педагогов (Центр. заочный муз.-педагогич. институт), с 1941 - Моск. университета; заведовал кафедрой логики и психологии в Академии обществ. наук. В 1958-65 гл. редактор журн. «Вопросы психологии». Работа Т. «Психология музыкальных способностей» (М.-Л., 1947) - первый опыт анализа проблемы муз. одарённости, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию. Круг охватываемых ею проблем: муз. одарённость, ощущение муз. звука (преим. его высоты и тембра), абсолютный слух, восприятие муз. структур (ладовое чувство, мелодич. и гармонич. слух), слуховые представления (внутр. слух), чувство ритма (в связи с психологией движения). Т. стремился опровергнуть теорию о врождённости музыкального таланта, подтверждая установленное советской муз. психологией положение о воспитуемости муз. слуха (при нормальном состоянии слухового аппарата). Согласно разработанной Т. теории, способности развиваются в процессе деятельности, врождены лишь анатомо-физиологич. предпосылки способностей. Анализируя понятие одарённости, Т. считал неверным ограничивать это понятие одной лишь интеллектуальной сферой; одарённость, по Т., включает в себя особенности личности во всех сферах психики (например, в муз. одарённость входят особенности эмоциональной сферы).
Соч.: Ощущение музыкального звука, «Ученые записки Гос. научно-исслед. института психологии», т. 1, М., 1940; О музыкальном переживании, в сб.: Институт психологии АН, М., 1945; Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947, в его кн.: Проблемы индивидуальных различий [Избр. работы], М., 1961; Психологические вопросы художественного воспитания, «Известия Академии психологических наук», т. 2, М., 1947, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ТЕПЛОВ Григорий Николаевич [20 XI (1 XII) 1717, Псков - 30 III (10 IV) 1779, Петербург] - рус. гос. деятель, композитор и писатель. Первоначальное образование получил в семинарии при Александро-Невской лавре, основанной Феофаном Прокоповичем (Т. - его внебрачный сын). В дальнейшем учился за границей, по возвращении на родину (1736) - в Академич. университете при Росс. академии наук, в к-рую с 1742 зачислен адъюнктом. С 1747 почётный чл. Росс. академии наук, с 1775 сенатор. Видный сановник при дворе Екатерины II, Т. участвовал в создании проектов разл. учебных реформ. Принадлежал к числу образованных любителей музыки, играл на клавесине и скрипке, выступал в придв. концертах. В историю музыки Т. вошёл как родоначальник «российских песен», автор 17 песен этого рода, составивших изданный им сб. «Между делом безделье…» (1759; первый рус. печатный песенник). Лучшие песни Т. (на сл. А. П. Сумарокова, И. П. Елагина и др. поэтов, близких Сумарокову) отличаются яркой эмоциональностью, характерной для рус. лирич. поэзии того времени. Многие песни по образному строю связаны с «галантной» любовной лирикой, сюжеты их - с темой страдания и разлуки. В приёмах и средствах муз. выразительности, используемых Т., прослеживается влияние франц. вок. лирики, придв. танцев, особенно менуэта, и в то же время - воздействие итал. оперного стиля (таковы песни в ритме сицилианы). Но Т. не просто подражатель, он творчески переосмысливал услышанное, своеобразно комбинируя в своих произв. песенные и танц. элементы. Форма его песен, как правило, куплетная, однако в ряде случаев он стремится преодолеть куплетную структуру, охватывая единым муз. построением более крупные разделы текста. По стилю и манере изложения песни Т. представляют собой переходный жанр от канта к романсу с сопровождением. Они встречаются во многих рукописных песенниках сер. 18 в.
Соч.: Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса, [СПБ, 1759], 1776 (перепечатано в кн.: Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом, т. 1, М., 1952, с. 189-245, также в изд.: Памятники русского музыкального искусства, вып. 1 - Русская вокальная музыка XVIII века. Сост., публикация, исследование и коммент. О. Левашевой, М., 1972).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТЕ..

ТАЛЛИН

ТАЛЛИС

ТАЛЬЯН

ТАМАРА

ТАМАША

ТАМТАМ

ТАМУРА

ТАНАБЕ

ТАНАКА

ТАНБУР

ТАНЕЕВ

ТАНСЕН

ТАТРАИ

ТАУЗИГ

ТАШНЕР

ТАШЧЯН

ТВЕЙТТ

ТЕЙЛОР

ТЕОРБА

ТЕРМЕН

ТЕРТИС

ТЕРЦЕТ

ТЕРЦИЯ

ТЕСНИФ

ТИЛЬКЕ

ТИМПАН

ТИНЕЛЬ

ТИНОДИ

ТИРАНА

ТИРАТА

ТИТЛУЗ

ТИТОВЫ

ТОБИАС

ТОДУЦЭ

ТОКОДИ

ТОЛГАУ

ТОЛЬБА

ТОМАРС

ТОМСОН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>