ТЕТРАХОРД (греч. tetraxordon, букв. - четырёхструнник, от tetra, в сложных словах - четыре и xordn - струна) - четырёхступенный звукоряд в диапазоне чистой кварты (напр., g - а - h - с). Особое положение Т. среди монодич. ладовых структур определяется взаимодействием 2 первичных факторов ладообразования - линейного (связанного с движением по тонам гаммы от устоя) и гармонического (соответственно - с противопоставлением консонантных и диссонантных отношений). Роль консонанса как регулятора мелодич. движения раньше всего приобрёл самый узкий из консонансов - кварта, «первый» консонанс (Гаудентий; см. Janus С., «Musici scriptores graeci», p. 338). Благодаря этому Т. (а не октахорд и пентахорд) прежде других звукорядов становится осн. ячейкой ладовой системы. Такова роль Т. в др.-греч. музыке. Образующие остов Т. консонирующие краевые тоны («неподвижные» - estotes, «гестуты») являются в нём устоями, а подвижные (xinoumenoi - «кинэмены») могут изменяться, образуя в пределах 4 ступеней разл. звукоряды диатонич., хроматич. и энгармонич. родов (см. Древнегреческие лады). Сочетание Т. друг с другом привело к возникновению более сложных ладовых структур (наиболее важные среди них - октавные лады, т. н. «гармонии»). Ср.-век. ладовая система, в отличие от греческой, в качестве осн. модели имеет не Т., а более многозвучные структуры - октавный лад, гвидонов гексахорд. Однако роль Т. остаётся в них чрезвычайно важной. Так, совокупность финалисов средневековых ладов образует T. DEFG (= defg в совр. системе нотации); в рамках октавного лада Т. остаётся осн. структурной ячейкой. Гвидонов гексахорд представляет собой переплетение всех трёх разл. по интервалике диатонич. Т. В структуре звукорядов, характерных для рус. нар. мелодики, Т. того или иного интервального состава является одним из важнейших составных элементов. В некоторых образцах древнейших мелодий звукоряд песни ограничивается Т. (см. Звуковая система). Структура обиходного звукоряда, образованная трихордами «тон-тон» с интервалом кварты между звуками, занимающими одинаковое положение в смежных трихордах, отражает внеоктавный принцип и может быть представлена как сцепление тетрахордов «тон-тон-полутон» (см. Совершенная система).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия