ТОХ (Toch) Эрнст (7 XII 1887, Вена - 1 X 1964, Лос-Анджелес) - американский композитор и педагог. Чл. Национального института искусств и литературы (США; с 1956). Изучал медицину и философию в Венском и Гейдельбергском университетах, технику композиции - самостоятельно. Учился игре на фп. у В. Реберга в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1909-12); по её окончании преподавал фп. игру в Мангейме (1913-29) и Берлине (1929-33). После прихода к власти фашистов жил в Париже, Лондоне (1933), США (с 1934). Читал лекции по муз. эстетике в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (1935-36), работал в Голливуде (с 1937; писал музыку к кинофильмам), преподавал композицию в Ун-те Юж. Калифорнии в Лос-Анджелесе (1939-41). В 1950-58 жил гл. обр. в Швейцарии, с 1958 - в Санта-Монике (Калифорния). Муз. язык Т. традиционен и несколько эклектичен (в основном романтич. характера), многим соч. свойственны мелодич. разнообразие, ритмич. острота, стройность формы; симф. произв. отличаются мастерством инструментовки, фортепьянные - виртуозной техникой письма. Музыка Т. широко исполнялась в кон. 40-х - нач. 50-х гг., гл. обр. в США; ряд его соч. отмечен премиями ФРГ, Австрии и США (в т. ч. 3-я симфония, пр. Пулицера, 1955). Автор работ о музыке.
Соч.: оперы - Принцесса на горошине (Die Prinzessin auf der Erbse, по сказке X. К. Андерсена, 1 д., 1927, Баден-Баден), Опахало (Der Fächer, радиопостановка, 1930, Кенигсберг), Последняя сказка (The Last tale, 1962, Нью-Йорк); для солистов, хора и орк. - кантаты О моей родине (An mein Vaterland, с органом, 1915), Вода (Das Wasser, с чтецом и камерным орк., 1930), Кантата горьких трав (Cantata of the bitter herbs, с чтецом, 1941) и др.; для орк. - симфонии (1950, 1953, 1955, 1957; 5-я, Иевфай, 1963; «рапсодическая поэма» для струн. орк., 1964), симфониетта для струнных (1964), увертюры - Пиноккио (1936) и Цирк (Zirkus, 1954), сюиты - Пёстрая (Bunte Suite, 1929), Маленькая театральная сюита (Кleine Theater-Suite, 1931), 3 пантомимы (1964) - Capriccio, Кукольное представление (Puppet-show), Влюблённый Арлекин (The enamoured harlequin), пьесы; концерты - 2 для фп. с орк. (1926, 1932), для влч. и камерного орк. (1925); пьеса для бэнда Игра (Spiel, 1926); камерно-инстр. ансамбли - сонаты: для скр. с фп. (1928), влч. с фп. (1929), дуо для 2 скрипок, сонатинетта для дух. трио (1959), 13 струн. квартетов, фп. квинтет (1938), 5 пьес для духовых и ударных (1959); 3 экспромта - для скр. соло, для альта соло, для влч. соло (1963); Музыка (Musik, по Р. М. Рильке, 1931) для голоса с орк.; для голоса и камерного орк. - пьесы: Китайская флейта (Die chinesische Flöte, для 14 инструментов и голоса, 1922, 2-я ред. 1949), Фантомы (Phantoms, с чтецом и жен. хором, 1960); для фп. - соната (1928), сонатинетта, бурлеска, 5 capriccetti, этюды, Профили (Profiles, 1948) и др., соната в 4 руки (1962); хоры; песни; музыка к спектаклям драм. театра, кинофильмам и радиопостановкам. Лит. соч.: Melodielehre, В., 1923 (рус. пер. - Учение о мелодии, М., 1928); The Shaping forces in music, N. Y., 1948; Placed as a link in this chain. A medley of observations, Los Ang., 1971.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТО..

ПАС

ПОТ

ПТИ

РАЯ

РЕЙ

РИЗ

РИМ

РИС

РОГ

САЗ

САЦ

СУК

СУН

ТАР

ТЕО

ТИЦ

ТОБ

ТОН

ТОТ

ТУШ

УДЖ

УЛЬ

ФОР

ФУТ

ХЁГ

ХАС

ХОР

ХУД

ХУР

ЦУТ

ЧЕХ

ЧИЖ

ШЁК

ШВИ

ШЕН

ШЕР

ШОР

ШОУ

ШУМ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>