ТОМАШЕК (Tomasek) Вацлав Ян Крштитель (17 IV 1774, Скутеч, Чехия - 3 IV 1850, Прага) - чеш. композитор, пианист, педагог. Учился пению и игре на скрипке у регента П. Й. Вольфа в Хрудиме (1783-85). С 1790 жил в Праге, пользовался советами аббата Фоглера, а также И. Форкеля, М. Клементи, Я. Л. Дусика, одноврем. (с 1797) учился в университете (изучал право, математику, историю, эстетику, интересовался естеств. науками). Играть на фп. научился самостоятельно. В 1796 в Праге прославился как пианист-виртуоз. Большое влияние на исполнит. стиль Т. оказала игра Л. Бетховена (слушал его в Праге в 1796), Дусика (1804) и Форкеля, исполнявшего соч. И. С. Баха. Встречался с Й. Гайдном (1808), а также с Л. Бетховеном (познакомился с ним в Праге в 1797, затем посетил в Вене в 1801 и 1814). С 1793 давал уроки фп. игры. В 1806-24 был учителем музыки у графа Й. Бюкуа в Праге, дирижировал его капеллами, служил органистом. Завоевал известность одного из лучших фп. педагогов Праги, открыл собств. муз. школу (1824). Среди его учеников - Я. В. Воржишек, А. Дрейшок, Ю. Шульгоф, Й. Б. Китль, Й. Дессауэр, Э. Ганслик. Дом Т. превратился в муз. центр города. Во время своих поездок он общался с И. В. Гёте (1822, 1823, в Хебе и Марианске-Лазни), Н. Паганини, Р. Вагнером, Г. Берлиозом, Р. Шуманом и др. крупнейшими музыкантами его времени (некоторые встречи с ними описаны в мемуарах; его автобиографич. заметки не окончены - доведены до 1823). Видный деятель нац. Возрождения, Т. был другом крупнейших представителей нац. культуры своего времени - историка Ф. Палацкого и поэта В. Ганки. Уже первые произв. Т. получили признание (баллада «Леонора» и цикл вальсов для фп.). В ранних произв. (сонатах, вариациях для фп.) Т. следовал классич. традициям, в т. ч. В. А. Моцарта, позднее создал ряд произв., в которых наметились романтич. тенденции. Вошёл в историю чеш. музыки как создатель новых фп. жанров - лирич. эклог и дифирамбов (под влиянием антич. литературы), которые послужили образцами для «Экспромтов» и «Музыкальных моментов» Ф. Шуберта, а также «Песен без слов» Ф. Мендельсона; ему принадлежат фп. рапсодии (3 тетради). Виртуозные пьесы Т. (3 «Allegri di bravura» и 3 «Allegri capricciosi») предвосхищают отд. черты произв. Ф. Шопена. Важное место в творчестве Т. занимала и вок. музыка; в его циклах песен на стихи чеш. (В. Ганки и др.) и нем. (И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. А. Бюргера, Г. Гейне) поэтов ярко проявились романтич. черты. Ценная часть муз. наследия Т. - мессы и реквиемы, в которых отразились его философские размышления. Творчество Т. в целом знаменует переход от классицизма к романтизму в чеш. музыке. Т. принадлежит сб. упражнений по гармонии («Harmonische Ьbungs-Beispile», рукопись). Мн. произв. Т. остались в рукописи (некоторые соч. изданы посмертно в разл. сб. произв. старинных чеш. композиторов).
Соч.: оперы - Серафина, или Великодушие и любовь (1808; 1811, Прага), Альваро и Сакунтала (не пост.); для солистов, хора и орк. - сцены из «Марии Стюарт» и «Мессинской невесты» Шиллера, «Фауста» Гёте (все в рукоп.); кантаты, 2 мессы (1813, 1836), 2 реквиема (1820, 1823), Te Deum, оды, гимны; для орк. - 3 симфонии (1801, 1805, 1807), увертюра; 2 концерта для фп. с орк. (1805, 2-й без даты); камерно-инстр. ансамбли - Большое (Grand) трио для скр., альта и фп., струн. (контрапунктич.) квартет (1805), фп. квартет; для фп. - 8 сонат, 15 рапсодий, танцы, марши, 42 эклоги (изданы в 7 тетр. по 6 пьес- 1807, 1810, 1813, 1815, 1817, 1819, 1823) и др. пьесы; соч. для органа; пьесы для стеклянной гармоники; песни на стихи Гёте, Шиллера и др. Лит. соч.: Selbstbiographie, «Libussa», 1845-50.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ТОМАШЕК (Tomasek) Ярослав (10 IV 1896, Коричани, Моравия - 26 XI 1970, Прага) - чешский композитор и муз. критик. Учился у Й. Кунца (муз.-теоретич. предметы) в Брно; изучал в Карловом университете эстетику под рук. О. Зиха и муз.-теоретич. предметы под рук. З. Неедлы (1919-24) в Праге, брал уроки композиции у В. Новака (1919-21). Был гл. редактором в Управлении по охране авторских прав (1950-55); как муз. критика Т. интересовала муз. жизнь Праги (ряд его рецензий и очерков опубл. в журн. «HUDEBNI rozhledy», 1924-27). В 1936-38 был одним из редакторов журн. «Listy HUDEBNI Matice» - «Tempo». После 1945 активно участвовал в восстановлении муз. жизни Праги. В своём творчестве Т. развивал традиции Новака; для его сочинений характерны нац. фольклорная основа, широта мелодич. дыхания, лиризм. Многие произв. Т. тематически связаны с жизнью народа (цикл «Простое сердце» и др. соч. для голоса с фп.).
Соч.: для солистов с орк. - Скорбь (Zal, 1959), Сказка в сочельник (A Tale oi Christmas Eve, 1921, 2-я ред. 1953); кантата для голоса и струн. квартета Расставание (Rozjimanн, 1948); симф. рондо (1959), симф. рондо для орк. с фп. (1962); струн. квартеты (1920; В старинном стиле - Ve starem slohu, 1921; 1942); пьесы для фп., в т. ч. соната для левой руки (1925); хоры; для голоса с фп. - циклы песен Моей жене (Zene, 1919), Простое сердце (Prostй srdce, 1922). Лит. соч.: Harmonickэ vyvoj v komornich dilech V. Novaka, Praha, 1931 [Diss.]. А. Г. Юсфин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТО..

ТЕДЕСКО

ТЕЛЕМАН

ТЕМЯНКА

ТЕРЁХИН

ТИББЕТТ

ТИЛИНКА

ТИЛЬМАН

ТИЛЬЯРД

ТИМОХИН

ТИМОШИН

ТИППЕТТ

ТИТТЕЛЬ

ТИХАЧЕК

ТИХОНОВ

ТИЩЕНКО

ТОККАТА

ТОЛПЫГО

ТОЛСТАЯ

ТОЛСТОЙ

ТОМАШОВ

ТОМЕСКУ

ТОМИЛИН

ТОМПСОН

ТОРАДЗЕ

ТОРЕЛЛИ

ТРАКТУС

ТРАЭТТА

ТРЕМОЛО

ТРЕТЬЯК

ТРИОДИН

ТРИХОРД

ТРОМБОН

ТРОПАРЬ

ТУБАФОН

ТУЛИКОВ

ТУМАНОВ

ТУПИЦЫН

ТУРСКИЙ

ТУФТИНА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>