ТРАЭТТА (Traetta) Томмазо (30 III 1727, Битонто, близ г. Бари - 6 IV 1779, Венеция) - итальянский композитор. В 1738-48 учился в консерваториях «Деи повери ди Джезу Кристо», «Санта-Мария ди Лорето», «Сант-Онофрио а Капуана» в Неаполе у Л. Лео и Ф. Дуранте. Успех оперы Т. «Фарначе» (1751, Неаполь) определил его путь как гл. обр. оперного композитора. В 1758-65 служил капельмейстером и учителем пения при дворе регента Пармы, писал музыку для Пармы и др. городов Италии, а также для придв. театра в Вене. В некоторых произв. этого периода («Софонизба», 1762; «Ифигения в Тавриде», 1763) сказалось стремление к реформе оперы. В 1765-68 директор оспедалетто (консерватории) «Санти-Джованни э Паоло» в Венеции; с 1768 придв. капельмейстер в Петербурге. Для петерб. сцены Т. переработал некоторые из своих ранее написанных опер («Необитаемый остров», 1769; «Олимпиада», 1769; «Антигон», 1770), изменив оркестровку (усилил звучание оркестра), увеличив роль хора и ансамблей. Высшее творч. достижение Т. - опера «Антигона» (по трагедии Софокла, 1772), отличающаяся драматургич. цельностью и напряжённостью развития. В кульминац. моментах действия музыка достигает большой силы выражения, хотя ни либреттист, ни композитор не смогли передать суровый строй чувств антич. трагедии, сюжет трактован ими в духе сентиментальной драмы. К петерб. периоду относятся также мифологич. пастораль «Амур и Психея» (1773) и опера-сериа «Луций Вер» (1774). В 1775 из-за болезни Т. покинул Петербург, нек-рое время жил в Лондоне, в 1777 вернулся на родину (жил в Неаполе, Венеции). Оперное наследие Т. обширно. Он писал оперы на либретто крупнейших драматургов своего времени - П. Метастазио («Покинутая Дидона», «Олимпиада», «Демофонт», «Антигон», «Семирамида» и др.), А. Дзено («Луций Вер», «Меропа»), К. Гольдони («Джермондо»), М. Кольтеллини («Ифигения в Тавриде», «Антигона», «Амур и Психея») и др. Оставаясь в рамках традиц. форм оперы-сериа, Т. стремился придать своим произв. большую драм. осмысленность и подчинить их единому, последовательно развивающемуся драматургич. замыслу. Отд. номера он объединял в большие сцены, включающие сольные арии, речитативы accompagnato, ансамбли и хоры. Иногда такие сцены строились им по типу развитых ансамблей оперы-буффа. В сольных номерах Т. предпочитал форме aria da capo небольшие номера типа каватины. В его операх возросла роль оркестра. Использовал приёмы мотивного развития, характерные для композиторов мангеймской школы. В опере «Ифигения в Тавриде» Т. сумел, по словам Г. Аберта, «продвинуться до самых ворот глюковской музыкальной драмы». Оперы-буффа Т., несмотря на их традиционность (в этом жанре он не сказал нового слова), пользовались успехом благодаря мелодич. яркости и живости музыки. Помимо опер, Т. написал также мессу, 2 Miserere, Stabat mater и неск. др. церк. произведений.
Соч.: оперы-сериа - Аэций (1757, «Театро делле даме», Рим), Покинутая Дидона (Didona abbandonata, 1757, театр «Сан-Мойзе», Венеция), Олимпиада (1758, театр «Филармонико», Верона; 2-я ред. 1769, Эрмитажный театр, Петербург), Демофонт (1758, Мантуя), Сулейман (Solimano, 1758, «Театро дукале», Парма), Ипполит и Арисия (1759, там же), Армида (1761, «Бургтеатр», Вена), Зенобия (1762, театр «Арджентина», Рим), Софонизба (1762, Придв. театр, Мангейм), Ифигения в Тавриде (1763, Вена), Антигон (1764, театр «Нуово», Падуя; 2-я ред. 1770, Эрмитажный театр, Петербург), Семирамида (1765, театр «Сан-Кассиано», Венеция), Антигона (1772, Эрмитажный театр, Петербург), Меропа (1776, театр «Реджо дукале», Милан); комич. оперы и интермедии - Счастливые пастухи (I pastori felici, 1753, Неаполь), Хитрая служанка (La fante furbo, 1756, театр «Нуово», Неаполь), Служанки соперницы (Le serve rivali, 1766, театр «Сан-Мойзе», Венеция), Джермондо (1776 или 1777, Лондон), Странствующие кавалеры (I cavalieri erranti, 1778, театр «Сан-Мойзе», Венеция); серенады - Празднества Гименея (Le feste d'Imeneo, 1760, «Театро реале», Парма), Необитаемый остров (L'isola disabitata, 1768, театр «Комунале», Болонья; 2-я ред. 1769, Петербург); церк. музыка - месса (1765), оратория Царь Соломон (Rex Solomone, 1766), 2 Miserere, Stabat Mater и др.; для орк. - 4 симфонии, увертюра, дивертисмент Четыре времени года и двенадцать месяцев (Le quattro stagioni е i dodici mesi dell'anno, для 4 оркестров, 1770), и др. Изд.: [Отрывки из опер «Фарначе», «Тинтариди», «Ифигения в Тавриде». «Софонизба», «Празднества Гименея», «Антигона»], hrsg. von H. Goldschmidt, «DTB», 1914, Jahrg. 14, Bd 1, Jahrg. 17, Bd 2; Antigone, hrsg. von A. Rocchi, [Firenze, 1962]; [арии из опер «Антигона» и «Покинутая Дидона»], в сб.: Arie antiche, v. 1, 3, Mil., [s. a.].

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия