ТРОМБОН (итал. trombone, увеличит. от tromba - труба; франц. trombone, нем. Posaune, англ. trombone) - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент. Состоит из дважды изогнутой цилиндрич. трубки, раздвижной в средней части, заканчивающейся широким раструбом колоколообразной формы; в верхний её конец вставляется полусферич. мундштук. Общая длина трубки ок. 3000 мм, диаметр 15 мм. Изменение высоты звучания достигается посредством выдвижения кулисы. В положении полностью вдвинутой кулисы (1-я позиция) при передувании образуются звуки натурального звукоряда от B1. При выдвижении кулисы натуральный звукоряд перемещается вниз; 7 положений кулисы позволяют получить на Т.-теноре хроматич. звукоряд в диапазоне E- f2 (возможны также осн. тона B1 - А1 - As1 - G1). Т. появился в результате длительной эволюции конструкции басовой трубы (её длина достигала 3 м), к-рая сформировалась к 15 в. (к этому времени относятся первые изображения Т. и упоминания о нём в литературе). Т. участвовал в ансамблях т. н. башенной музыки. В 17 в. были известны 6 разновидностей Т. - от дисканта до контрабаса. Они описаны в труде М. Преториуса «Syntagma musicum» (Bd 2, 1618), содержащем классификацию и характеристики инструментов нач. 17 в. (др. источники того времени также подтверждают наличие неск. разновидностей Т.). Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. использовались только Т.-альт, -тенор и -бас - соответственно в строях Es (высоком), В и F (низком). В 18 в. Т. применялся в церк. музыке (в соч. И. С. Баха, В. А. Моцарта); партии дублировали соответствующие голоса хора. С 19 в. композиторы включают Т. в симф. оркестр (впервые - в финале 5-й симфонии Л. Бетховена) в качестве инструмента мощного звучания, соответственно используя его сильный звук мужественного и несколько сурового характера (иногда применяется для исполнения лирич. мелодий). В 1839 К. Затлер из Лейпцига сконструировал комбинированный Т. с кварт-вентилем (дополнит. кроной), позволяющим понижать строй на кварту. В 1-й пол. 19 в. в Австрии, затем в Италии и Франции изобретён Т. с вентилями. В 1867 чеш. мастер В. Ф. Червени создал вентильный Т. в форме трубы, применяемый в кавалерийских и др. армейских оркестрах. Вентильные Т. включены в поздние партитуры Дж. Верди (об этом свидетельствует использование исполнит. приёмов, не характерных для кулисных Т., - трелей в низком регистре, быстрых тират, длинных хроматич. пассажей, напр. в опере «Отелло», Реквиеме и др.). Чаще других применяется цугтромбон - раздвижной Т. с кулисой (или цугой; отсюда назв.). Наиболее распространён теноровый цугтромбон, а также Т.-тенор-бас; встречаются и др. разновидности цугтромбона. В совр. симф. оркестре обычно три Т.; их партии йотируются в теноровом и басовом ключах по действит. звучанию. Т. используется также в совр. духовом, эстрадном, джазовом оркестрах, в камерных ансамблях и в качестве сольного инструмента. Среди солистов-виртуозов 19-20 вв. - К. X. Мейер, К. Т. Квейссер, Ф. А. Бельке в Германии, А. Г. Дьеппо (также первый профессор по классу Т. в Парижской консерватории) во Франции, Дж. Стамп и А. Фолкнер в Англии, З. Пулец в ЧССР, К. Бакарджиев в НРБ. В числе джазовых тромбонистов (20 в.) - Т. Дорси, Дж. Дж. Джонсон, К. Уиндинг, Б. Харрис в США. Среди сов. тромбонистов - В. Баташев, А. А. Козлов, Н. С. Коршунов, Е. А. Рейхе, В. А. Щербинин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТР..

ТИХОНОВ

ТИЩЕНКО

ТОККАТА

ТОЛПЫГО

ТОЛСТАЯ

ТОЛСТОЙ

ТОМАШЕК

ТОМАШОВ

ТОМЕСКУ

ТОМИЛИН

ТОМПСОН

ТОРАДЗЕ

ТОРЕЛЛИ

ТРАКТУС

ТРАЭТТА

ТРЕМОЛО

ТРЕТЬЯК

ТРИОДИН

ТРИХОРД

ТРОПАРЬ

ТУБАФОН

ТУЛИКОВ

ТУМАНОВ

ТУПИЦЫН

ТУРСКИЙ

ТУФТИНА

УАНСТЕП

УЛЬЯНОВ

УРСУЛЯК

ФЁДОРОВ

ФЁРСТЕР

ФАКТУРА

ФАЛЬЦЕТ

ФАН-АРК

ФАНФАРА

ФАРРЕЛЛ

ФАРУЭЛЛ

ФЕДОТОВ

ФЕРМАТА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>