ТРУБАДУР (франц. troubadour, от провансальского trobador, от trobar - находить, изобретать, слагать стихи; восходит через позднелат. tropo - создаю тропы, воспеваю к греч. tropos - троп, образ) - поэт-певец Юж. Франции в кон. 11 - нач. 14 вв. Иск-во Т. получило распространение в Провансе и др. провинциях Др. Окситании (в т. ч. Лангедоке, Оверни). Поэтич. творчество Т. - первый опыт европ. лирич. поэзии на нар. языке ок (langue d'oc); на его формировании сказалось влияние нац. фольклора, латинской (особенно духовной) и испано-араб. поэзии. Светская по происхождению и содержанию, лирика Т. порождена куртуазными (придв.) идеалами феодальной аристократии и культивировалась гл. обр. в феодальных замках. Т. принадлежали в основном к высшей знати, однако в их числе были и представители менее имущих слоёв населения. Среди наиболее видных Т. (ныне известны имена 460): Гильом IX герцог Аквитанский, барон Бертран де Борн, Рембаут III Оранский, Джауфре Рюдель князь Блайи, Гираут де Борнейль, Серкальмон (букв.- странствующий по свету), Маркабрю, Фуше Марсельский, Арнаут Даниель, Рембаут де Вакейрас, Бернар, Пейре и Мария де Вентадур, графиня Диа, Арнаут де Марейль, Гираут Рикьер, Ги, Пейре, Эбль и Эль д'Юсель, монах из Монтодона, Пейре Альвернский. Центр. место в творчестве Т. занимала любовная лирика, встречались также темы феодальных междоусобиц и крестовых походов, в которых многие Т. принимали участие, антипапские мотивы. Т. были первыми представителями светского искусства, владевшими муз. грамотой (сохранились 264 песни с нотной записью). В основе своей творчество Т. было искусством устной традиции и предназначалось для пения; как писал Фуше Марсельский, «строфа без музыки - всё, равно, что мельница без воды». Т. сам исполнял свои песни (часто в сопровождении менестреля) или поручал их исполнение состоявшему у него на службе жонглёру. Для аккомпанемента служили виела (см. Виола), арфа, цистра и др. инструменты. Песни в исполнении менестрелей либо бродячих жонглёров звучали также на городских площадях, что способствовало распространению искусства Т. Мелодии песен по характеру близки народным, ритмика мелодий подчинялась ритмике текста и в нотных записях не обозначена. По точным и строгим правилам слагались стихи. Богатейшая лирика Т. укладывалась в рамки немногих поэтич. форм, каждая из которых, как правило, соответствовала определённому жанру. Среди осн. жанров и форм лирики Т.-серена - вечерняя песня, альба - утренняя песня, пасторела (или пастурель), тенсона (или тенсо; песня-пререкание, диалог - спор, диспут), рондо, баллада и эстампида - танц. песни, плэн - печальная песня, плач, сирвента - строфич. сатирич., политич. песня, кобла - любовная песня, состоящая из одной строфы, канцона. Большое значение придавалось поэтич. мастерству, красоте, изяществу и чистоте языка, виртуозной отделке формы. Увлечение аллегориями, намёками, иносказаниями, свойственными ср.-век. искусству, порой приводило к тому, что содержание стихов могло быть понято и оценено лишь узким кругом слушателей. Однако были и противники подобной герметизации искусства, что нашло отражение в споре сторонников двух стилей (манер) -»trobar clus, oseur» (замкнутого, тёмного) и «trobar leu, pla, clar» (лёгкого, ясного). После закончившихся победой северян альбигойских войн (1209-29), когда в Провансе была учреждена инквизиция, искусство Т., как и провансальская культура в целом, стало утрачивать своё значение. Чтобы оживить поэзию Т., в Тулузе в 1323 была создана лит. академия «Консистория весёлой науки» («Consistori de la gaya sciena») и учреждены т. н. Цветочные игры («Jeux floraux») - состязания Т., где в качестве премии присуждались цветы из золота и серебра. Состязания просуществовали до кон. 15 в., но возродить искусство Т. не смогли. Лирика Т. оказала влияние на развитие франц. (труверы), нем. (миннезингеры), испан., португ., англ., итал. поэзии, на теорию и практику «народного красноречия» Данте и творчество Петрарки, на всю последующую историю европ. литературы. Интерес к Т. пробудился вновь в нач. 19 в. Поэзия Т. оказала заметное влияние на творчество Л. Уланда, Г. Гейне, Э. Ростана, англ. прерафаэлитов, А. А. Блока. Возникло даже особое направление в поэзии «genre troubadour» («трубадурский стиль»). Публикации: Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историч. хрестоматия, вып. 1, М., 1929, М933; Пурашев Б. И., Шор Р. О., Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков, М., 1953, с. 121-44; Песни трубадуров, [пер. со старопрованс. А. Наймана], М., 1979; Mahn C. A. F., Die Werke der Troubadours in provenzalischer Sprache, Bd 1-5, В., 1846-86; Appel С., Provenzalische Chrestomathie…, Lpz., 1895, 1930; Gennrich F., Der musikalische NachlaЯ der Troubadours, Bd 1-3, Darmstadt-Fr./M., 1958-65.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТР..

ТЕБАЛЬДИ

ТЕНДУЧЧИ

ТЕРПАНДР

ТЕРТЕРЯН

ТИГРАНОВ

ТИГРАНЯН

ТИКОЦКИЙ

ТИМАНОВА

ТИМОФЕЕВ

ТИРОЛЬЕН

ТКАЧЕНКО

ТОЛМАСОВ

ТОРТЕЛЬЕ

ТРАУБЕЛЬ

ТРЕМБИТА

ТРЕЩОТКА

ТРИЛОГИЯ

ТРИМИТАС

ТРИФОНОВ

ТРУМШАЙТ

ТУЛЕБАЕВ

ТУЛУМБАС

ТУМАНИНА

ТУРЕНКОВ

ТУХМАНОВ

ТЫНТЕСЯН

ТЮМЕНЕВА

ТЮТЮННИК

УВЕРТЮРА

УДОВЕНКО

УЗУН-КЮЙ

УЗУНДАРА

УЛЫБЫШЕВ

УНДЕЦИМА

УСМАНБАШ

ФЁДОРОВА

ФЁЙЕРМАН

ФАМИНЦЫН

ФАНДАНГО

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>