ТУМА (Tourna) Хабиб Хасан (р. 12 XII 1934, Назарет, Израиль) - араб. пианист, этномузыколог и композитор. Занимался по композиции у А. Босковича в Израильской муз. академии в Тель-Авиве (1956-62). В 1968 окончил Свободный университет в Зап. Берлине у К. Рейнхарда (этномузыкология). Совершен- ствовался на Дармштадтских летних курсах (1962, 1965, 1966), где занимался у К. Штокхаузена, О. Мессиана, П. Булеза. С 1968 один из рук. Междунар. института сравнительного музыкознания и документации в Зап. Берлине. Автор ряда муз. произв., среди них - «Восточная рапсодия» для 2 флейт и араб. барабана («Oriental Rhapsody», 1958), «Самаи» для гобоя и фи. («Sama'i», 1961), «Таксим» для фп. («Taqsim», 1966).
Соч.: Der Magam Bayati im arabischen Taqsim, В., 1968, Hamb., 1976; Die Musik der Araber, Wilhelmshaven, 1975, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ТУМА (Тumа) Франтишек (Франц) Игнац Антонин (2 X 1704, Костелец-над-Орлицы, Чехия - 30 I 1774, Вена) - чеш. композитор, гамбист и певец. Сын сельского органиста. По композиции занимался в Праге, возможно, у Б. Черногорского, совершенствовался у И. Фукса в Вене (с 1731), служил там придв. музыкантом у графа Кинского (1731-41), затем капельмейстером при дворе императрицы Елизаветы Кристины (1741-50). Позднее в течение 6 лет работал в монастыре Герас. Возвратившись в Вену в кон. 60-х гг., как гамбист и композитор завоевал известность среди аристократии (его высоко ценила Мария Терезия). Наряду с В. Черногорским, Т. - крупнейший чеш. композитор-полифонист 18 в. Нек-рые соч. Т. отражают влияние Фукса и А. Кальдары (его лучшие мессы d-moll и e-moll написаны в духе месс И. С. Баха). Для Т. характерны высокий уровень композиторской техники, полифонич. мастерство. В основе мелодики его произв. - нар. славянская песенность; для развития нац. мелодий Т. широко использовал разл. имитац. формы (месса B-dur и др.). Уделял большое внимание выразит. декламации. Во многом способствовал драматизации духовных композиций («Crucifixus» и др.), ярче всего проявив в них творч. индивидуальность. В его хор. духовных соч. музыка органически соединяется с текстом. Большая часть наследия Т. не издана и не изучена, однако опубликованные произв. свидетельствуют о его влиянии на формирование чеш. классич. композиторской школы. Сб-ки избранных соч. Т. изданы О. Шмидом (в 1900-01; хоры, пассионы, инстр. пьесы), отд. произв. изданы под ред. Э. Шенка (партита No 7, 1953), Я. Рацека, Й. Павеца («Stabat Mater») и В. Вельского (симф. соч., 1965; инстр. пьесы, 1967), П. А. Писка (симфония).
Соч.: 13 sinfonia для струн. орк., партиты для малого орк.; 66 месс; Stabat Mater для 4-гол. хора с органом, Miserere, респонсории, пассионы и др. многогол. католич. хор. соч.; камерно-инстр. ансамбли - трио-сонаты, партиты для 2 скр. и влч. с basso continuo, фп. пьесы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ТУ..

ТАКТ

ТАЛА

ТАНЧ

ТАРП

ТЕЗИ

ТЕМА

ТЕМП

ТИБО

ТКАЧ

ТОВИ

ТОДА

ТОДИ

ТОЗИ

ТОМА

ТОММ

ТОНС

ТРЕШ

ТРИО

ТУБА

ТУРТ

ТУШЕ

ТЮРК

УРАН

УСОВ

УФАР

УХОВ

УЭББ

ФАЙН

ФЕРЕ

ФИЛД

ФИТА

ФЛЕШ

ФОРЕ

ФОСС

ФРЕЙ

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>