ТУМА (Tourna) Хабиб Хасан (р. 12 XII 1934, Назарет, Израиль) - араб. пианист, этномузыколог и композитор. Занимался по композиции у А. Босковича в Израильской муз. академии в Тель-Авиве (1956-62). В 1968 окончил Свободный университет в Зап. Берлине у К. Рейнхарда (этномузыкология). Совершен- ствовался на Дармштадтских летних курсах (1962, 1965, 1966), где занимался у К. Штокхаузена, О. Мессиана, П. Булеза. С 1968 один из рук. Междунар. института сравнительного музыкознания и документации в Зап. Берлине. Автор ряда муз. произв., среди них - «Восточная рапсодия» для 2 флейт и араб. барабана («Oriental Rhapsody», 1958), «Самаи» для гобоя и фи. («Sama'i», 1961), «Таксим» для фп. («Taqsim», 1966).
Соч.: Der Magam Bayati im arabischen Taqsim, В., 1968, Hamb., 1976; Die Musik der Araber, Wilhelmshaven, 1975, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ТУМА (Тumа) Франтишек (Франц) Игнац Антонин (2 X 1704, Костелец-над-Орлицы, Чехия - 30 I 1774, Вена) - чеш. композитор, гамбист и певец. Сын сельского органиста. По композиции занимался в Праге, возможно, у Б. Черногорского, совершенствовался у И. Фукса в Вене (с 1731), служил там придв. музыкантом у графа Кинского (1731-41), затем капельмейстером при дворе императрицы Елизаветы Кристины (1741-50). Позднее в течение 6 лет работал в монастыре Герас. Возвратившись в Вену в кон. 60-х гг., как гамбист и композитор завоевал известность среди аристократии (его высоко ценила Мария Терезия). Наряду с В. Черногорским, Т. - крупнейший чеш. композитор-полифонист 18 в. Нек-рые соч. Т. отражают влияние Фукса и А. Кальдары (его лучшие мессы d-moll и e-moll написаны в духе месс И. С. Баха). Для Т. характерны высокий уровень композиторской техники, полифонич. мастерство. В основе мелодики его произв. - нар. славянская песенность; для развития нац. мелодий Т. широко использовал разл. имитац. формы (месса B-dur и др.). Уделял большое внимание выразит. декламации. Во многом способствовал драматизации духовных композиций («Crucifixus» и др.), ярче всего проявив в них творч. индивидуальность. В его хор. духовных соч. музыка органически соединяется с текстом. Большая часть наследия Т. не издана и не изучена, однако опубликованные произв. свидетельствуют о его влиянии на формирование чеш. классич. композиторской школы. Сб-ки избранных соч. Т. изданы О. Шмидом (в 1900-01; хоры, пассионы, инстр. пьесы), отд. произв. изданы под ред. Э. Шенка (партита No 7, 1953), Я. Рацека, Й. Павеца («Stabat Mater») и В. Вельского (симф. соч., 1965; инстр. пьесы, 1967), П. А. Писка (симфония).
Соч.: 13 sinfonia для струн. орк., партиты для малого орк.; 66 месс; Stabat Mater для 4-гол. хора с органом, Miserere, респонсории, пассионы и др. многогол. католич. хор. соч.; камерно-инстр. ансамбли - трио-сонаты, партиты для 2 скр. и влч. с basso continuo, фп. пьесы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия