УЛЫБЫШЕВ Александр Дмитриевич [2 (13) IV 1794, Лукино, ныне Балахнинского р-на Горьковской обл. - 24 I (5 II) 1858, там же] - русский публицист, музыковед, муз. критик, драматург, обществ. деятель. Род. в семье дипломата, человека высокообразованного, служившего рус. послом в Саксонии. Детские годы провёл в Германии, с 7 лет учился игре на скрипке. Служил в Петербурге в Мин-ве финансов, департаменте горных и соляных дел, в 1816-30 - в Коллегии иностр. дел. Увлекался музыкой и литературой. В 1816-24 сотрудничал в газ. «Le conservateur impartial», с 1825 - в газ. «Journal de St.-Petersbourg», где помещал свои муз. и лит.-критич. статьи. В 1819-20 примыкал к кружку «Зелёная лампа» (в архиве кружка сохранились статьи У., в одной из которых, озаглавленной «Сон», он рисует утопич. картину будущего общества, где нет места деспотизму). Выйдя в отставку (1830), У. поселился в родовом имении Лукино (близ Ниж. Новгорода). Всё свободное время он отдавал серьёзному изучению музыки. Собрал богатейшую нотную библиотеку. Особое внимание уделял изучению произв. В. А. Моцарта и литературы о нём. Деятельность У., страстного любителя музыки и самобытного учёного, имела существ. значение для развития муз. вкусов нижегородцев. В 40 - нач. 50-х гг. дом У. стал центром муз. жизни Ниж. Новгорода (см. ст. Горький). Здесь собирались артисты, музыканты, художники, писатели; устраивались концерты, квартетные вечера (У. участвовал в последних как скрипач), ставились спектакли. На муз. собрания в своём доме У. приглашал лучших певцов и инструменталистов. По инициативе У. впервые в Ниж. Новгороде был создан любительский симф. оркестр, зачастую выступавший под его управлением. Оркестр исполнял симфонии Моцарта, Л. Бетховена, участвовал в постановке опер. У. поддержал первые творч. опыты молодого М. А. Балакирева, познакомил его со своей обширной муз. библиотекой и впоследствии оказывал ему содействие, в т. ч. материальную помощь. Как муз. критик У. выступил в 20-х гг. 19 в. Уже в первых рецензиях на исполнение итал. опер и др. муз. сочинений он стремился к широкому охвату муз. явлений. Его статья о «Вольном стрелке» Вебера явилась первым в России образцом всестороннего эстетико-критич. разбора оперной партитуры. К кон. 20-х гг. У. приобрёл большой опыт муз.-лит. работы. Среди его музыковедч. трудов выделяются работы о Моцарте и Бетховене. Книга «Новая биография Моцарта» (1843, написана и издана на франц. яз., рус. пер., сделанный М. И. Чайковским, вышел с предисл. Г. А. Лароша в 1890-92) - первое в мировом музыковедении крупное серьёзное исследование о Моцарте. Ценно в этой работе и то, что, анализируя соч. Моцарта, автор исходил из живого звучания музыки. Несмотря на идеалистич. оценку творчества Моцарта (У. опирался на гегелевскую философию искусства), работа содержит оригинальные для того времени верные суждения, в т. ч. о влиянии музыки Моцарта на симфонизм Й. Гайдна, а также о нар. истоках церк. музыки. Книга получила высокую оценку крупнейших музыкантов, в т. ч. Г. Берлиоза. Впоследствии А. Н. Серов писал: «Книга эта весьма важна, как в первый раз сделанная полная, подробная оценка почти всей деятельности Моцарта». В 1857 в Лейпциге вышла (на франц. яз.) кн. У. «Бетховен, его критики и толкователи» (фрагменты из работы на франц. яз., в т. ч. о 6-й симфонии, а также переводы ряда их на рус. яз. А. Н. Серовым публиковались уже в 1855-56 в петерб. журналах). Признавая Бетховена одним из величайших композиторов, У. отрицательно относился к некоторым, особенно поздним, его произв., считая их свидетельством упадка гения. Книга вызвала полемику среди музыкантов, многие из которых (В. Ленц, А. Н. Серов) резко выступили против противопоставления в ней «дисгармоничности» Бетховена «абсолютному совершенству» Моцарта. Неск. статей У. посвятил молодым русский композиторам. Он сумел определить значение М. И. Глинки в истории рус. музыки. В своих «Записках» (сохранились фрагменты) У. писал: «Под его пером наша отечественная музыка в первый раз явилась достойной судеб родного края». У. была задумана статья о «Руслане и Людмиле». Из лит. опытов У. известностью пользовалась драма «Раскольники».
Соч.: Theatre Allemand de St.-Petersbourg. Le Freischütz, opera en trois actes, musique de Weber, parois de F. Кind, «Journal de Saint-Petersbourg», 1825, 10, 14, 19 fevrier, 3 mars [рус. пер. (неполный) - Вольный стрелок, опера в трёх действиях, музыка Вебера, слова Кинда. (В первый раз представленная на Берлинском театре), «Русский инвалид», 1825, 6, 7, 18, 20, 23, 24 ноября]; Theatre italien de St. Petersbourg. Il Barbiere di Seviglia. Cenerentola, там же, 1828, 18, 25 fevrier; Nouvelle biographie de Mozart, suivie d'un apercu l'histoire generale de la musique et de l'analyse des principales oeuvres de Mozart, t. 1-3, Moscou, 1843 (рус. пер. - Новая биография Моцарта, с приложением очерка всеобщей истории музыки и анализа основных сочинений Моцарта, т. 1-3, М., 1890-92); Беглый очерк музыкальной жизни в Нижнем Новгороде, «Нижегородские губернские ведомости», 1850, 30 сент.; Русский скрипач Н. Я. Афанасьев, «Северная пчела», 1850, 9 ноября; Замечания на книгу г. Ленца «Beethoven et ses trois styles», «Северная пчела», 1852, 18, 23 июня; Отсутствие ритма в музыке, «С.-Петербургские ведомости», 1854, 30 марта, то же, «Литературное прибавление к Нувеллисту», 1854, июнь, июль; Письмо г. Ростиславу [о М. А. Балакиреве], «Северная пчела», 1854, 28 дек.; Beethoven, ses critiques et ses glossateurs, Lpz.-P., 1857; Раскольники [драма], «Русский архив», 1886, No 1; Письма, в сб.: Музыкальная старина, вып. 6, СПБ, 1911; Записки [фрагменты], «Звезда», 1935, No 3, и др. Лит: Серов А. Н., Замечательное явление по части музыкальной критики [о книге А. Д. Улыбышева, посвященной Л. Бетховену], «Московские ведомости», 1857, 25, 27, 30 апр. (см. также Серов А. Н., Избранные статьи, т. 2, М., 1957, с. 172, 270-75); А. Д. Улыбышев, «Литературные прибавления к Нувеллисту», 1858, март; Ученые и литературные известия. Воспоминание об Улыбышеве, «Русский инвалид», 1858, 20 апр.; Гациский A., Александр Дмитриевич Улыбышев, «Русский архив», 1886, No 1; Ларош Г., О жизни и трудах А. Д. Улыбышева, в кн.: Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта, т. 1, М., 1890; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1-2 (вып. 1-й совм. с Протопоповым В. В.), М., 1966-67; Штейнберг А.,У истоков русской мысли о музыке, «СМ», 1967, No 10; Коллар В. A., Александр Дмитриевич Улыбышев (1794-1858), в его кн.: Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода - города Горького, Г., 1976, с. 37-41. Л. А. Сорочкина.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
УЛ..

ТРЕМБИТА

ТРЕЩОТКА

ТРИЛОГИЯ

ТРИМИТАС

ТРИФОНОВ

ТРУБАДУР

ТРУМШАЙТ

ТУЛЕБАЕВ

ТУЛУМБАС

ТУМАНИНА

ТУРЕНКОВ

ТУХМАНОВ

ТЫНТЕСЯН

ТЮМЕНЕВА

ТЮТЮННИК

УВЕРТЮРА

УДОВЕНКО

УЗУН-КЮЙ

УЗУНДАРА

УНДЕЦИМА

УСМАНБАШ

ФЁДОРОВА

ФЁЙЕРМАН

ФАМИНЦЫН

ФАНДАНГО

ФАНТАЗИЯ

ФАРИНЬЯС

ФЕДОСЕЕВ

ФЕДОСОВА

ФЕЙНБЕРГ

ФЕЛЛЕРЕР

ФЕЛЬЦМАН

ФЕРГЮСОН

ФЕРЕНЧИК

ФИЛАТОВА

ФИЛИППОВ

ФИОРИЛЛО

ФИРКУШНИ

ФЛАГСТАД

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>