УСПЕНСКИЙ Виктор Александрович [19 (31) VIII 1879, Калуга - 9 X 1949, Ташкент] - сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб. ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Ср. Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. кадетский корпус. В 1900-04 был на воен. службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова; учился игре на арфе там же. В 1914-17 в армии. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Ср. Азии. В 1923 записал в Бухаре шашмаком. В 1925-29 провёл 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал нар. песни и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнографич. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узб. нар. музыку. В 1932-49 науч. сотрудник Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской нар. консерватории, где в 1918-22 вёл курс гармонии. В 1928-34 преподавал в Ташкентском муз. техникуме, с 1934 профессор Высшей муз. школы (с 1936 - Ташкентская консерватория), где преподавал муз.-теоретич. предметы. На основе собств. записей муз. фольклора составил труды «Туркменская музыка» (совм. с В. М. Беляевым, М., 1928, т. 1, Аш., 1979), «Музыка на тексты А. Навои» (1940), «Узбекская вокальная музыка» (1950); опубликованы записи шашмакома (1924; 1966-1979). Обработал ряд узб. нар. песен (для голоса с фп., для симф. оркестра). Как композитор, У. стремился к достижению синтеза узб. и европ. средств муз. искусства. Автор сочинений на узб. нар. темы разных жанров, в т. ч. муз. драмы «Фархад и Ширин» (по поэме Навои, 1934), в которой одним из первых в узб. муз. практике использовал малый симф. оркестр и вок. ансамбли.
Соч.: муз. драма Фархад и Ширин [1936, Узб. муз.-драм. театр, Ташкент; 2-я ред. совм. с Г. А. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. П. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же; 3-я ред. оперы совм. с Мушелем, 1957, Узб. театр оперы и балета]; для орк. - Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инструментами и солистами-вокалистами, 1947), 4 мелодии народов Ср. Азии (1934), Туркменское каприччо (1945); для фп. - Новелла (1947) и др.; для хора с фп. - В бой, богатыри (слова Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к спектаклям драм. театра - «Ёрилташ» Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), «Муканна» Алимджана (совм. с Мушелем, 1943, Узб. драм. театр имени Хамзы, Ташкент). Лит: Беляев В., Крупный исследователь народной музыкальной культуры, «СМ», 1937, No 4; Вызго Т. С., Виктор Александрович Успенский, Таш., 1950; её же, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970, с. 132-38, 144-58, 306; Pеккер Я., В. А. Успенский. Музыкально-этнографическая я композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении, М., 1953, Таш., 1959.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

УСПЕНСКИЙ Владислав Александрович (р. 7 IX 1937, Омск) - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1962. Окончил Ленингр. консерваторию у Б. А. Арапова (1962) и аспирантуру при ней у Д. Д. Шостаковича (1965). С 1965 преподаватель (гармония, анализ муз. произв., инструментовка, композиция; с 1982 профессор), в 1967-72 декан теоретико-композиторского ф-та Ленингр. консерватории. С 1972 зам. пред. правления Ленингр. организации CК РСФСР, с 1980 секретарь правления CК РСФСР. Лауреат ряда конкурсов композиторов. Пр. Ленингр. комсомольской организации (1980).
Соч.: оперы - Война с саламандрами (Уфа, 1968), Интервенция (Ленинград, 1972); балеты - Памяти героя (Ленинград, 1967), Спасение (Берлин, 1975), Добрый заяц (детский; там же, 1976), Ты и море (там же, 1980); оратория Всегда человек (1961); кантаты - Мой сверстник (1963), Памяти В. И. Ленина (1969); для орк. - в т.ч. Лирич. симфония (1966), Симф. фрески (1976), Ноктюрны для голоса и симф. орк. (1979), увертюра-поэма Весна надежд (1980); для инструментов с орк. - концерт для 2 фп. (1963), концертино для тромбона (1963), музыка для скр. (1965); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 3 конц. пьесы для влч. и фп. (1964), музыка для струн. и удар. инструментов (1965), музыка для струнных, ударных, голоса, арфы и фп. (1977); для фп., в т.ч. прелюдии (1963); вок. цикл на сл. Е. А. Евтушенко (1978); более 100 песен; музыка к спектаклям драм. театра, радио- и телеспектаклям, кинофильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

УСПЕНСКИЙ Николай Дмитриевич [р. 3 (16) I 1900, погост Поля Новгородской обл.] - советский музыковед. Кандидат искусствоведения (1947). Учился в Новгородской духовной семинарии. В 1924 окончил Петрогр. богословский институт, в 1931 - Хор. техникум Ленингр. акад. капеллы и в 1937 - историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории (полифонией занимался у X. С. Кушнарёва). В 1937-39 помощник директора Курсов муз. образования им. Н. А. Римского-Корсакова, в 1939-40 - Муз.-пед. уч-ща в Ленинграде (в 1941-42 директор). В 1939-40 и 1944-54 преподавал в Ленингр. консерватории. Профессор Ленингр. духовной академии. Доктор honoris causa Ун-та им. Аристотеля в Салониках (1967) и Нью-Йоркской духовной академии (1968). Участник междунар. симпозиумов, посв. муз. медиевистике. Осн. область его науч. исследований - др.-рус. певч. искусство, византийская музыка, гимнография, церк. музыка.
Соч.: Византийское пение в Киевской Руси, в сб.: Acten des XI. Internationalen Byzantinisten Кongresses 1958, Münch., 1960; Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Роман Сладкопевец и его кондаки, «Журнал Московской патриархии», 1966, No 11, 1967, No 1; Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Проблема методологии обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве, в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica, Congressus II, Bydgoszcz, 1969; Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Лады русского севера, М., 1973; Русский музыкальный фольклор и знаменный распев, в сб.: «Народно стваралаштво Folklor», oktobar 1972 - mart 1973, g. XI/XII, sv. 44-45, s. 63-74; S. W. Rachmaninow - Schöpfer anbetender Hymnen, «Stimme der Ortodoxie», 1973, No 8; Реалистические тенденции в творчестве новгородского мастера пения 16 в. Опекалова, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; К вопросу о происхождении русского хорового концерта, в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica. Congressus IV, Bydgoszcz, 1975; Венок на могилу Д. С. Бортнянского, «Журнал Московской патриархии», 1975, No 9; Д. С. Бортнянский. (К вопросу о польско-русских культурных связях), в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica, Congressus V, Bydgoszcz, 1978, и др. Т. P. Владышевская.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
УС..

ТЕССИТУРА

ТЕТРАХОРД

ТИЛИЧЕЕВА

ТИНКТОРИС

ТИХОМИРОВ

ТИЯРДОВИЧ

ТОНАДИЛЬЯ

ТОРУПИЛЛЬ

ТОСКАНИНИ

ТРЕЗВУЧИЕ

ТРЕТЬЯКОВ

ТУЛАШВИЛИ

ТУТУНДЖЯН

УГРИНОВИЧ

УИЛЬЯМСОН

УЙФАЛУШШИ

УМИНЬСКАЯ

УНКОВСКИЙ

УНТЕРТОНЫ

ФАРАНДОЛА

ФАРИНЕЛЛИ

ФИГУРАЦИЯ

ФИДЕЛЬМАН

ФИНДЕЙЗЕН

ФИОРИТУРА

ФЛАЖОЛЕТЫ

ФЛЕКСАТОН

ФОРМАЛИЗМ

ФОРРЕСТЕР

ФРАУЭНЛОБ

ФРОБЕРГЕР

ФУЭНЛЬЯНА

ФЬЕЛЬСТАД

ХАЛИЛЕЕВА

ХАНДОШКИН

ХАНЛАРОВА

ХАСЛИНГЕР

ХАУЗЕГГЕР

ХАЧАТУРЯН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>