УСПЕНСКИЙ Виктор Александрович [19 (31) VIII 1879, Калуга - 9 X 1949, Ташкент] - сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб. ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Ср. Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. кадетский корпус. В 1900-04 был на воен. службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова; учился игре на арфе там же. В 1914-17 в армии. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Ср. Азии. В 1923 записал в Бухаре шашмаком. В 1925-29 провёл 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал нар. песни и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнографич. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узб. нар. музыку. В 1932-49 науч. сотрудник Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской нар. консерватории, где в 1918-22 вёл курс гармонии. В 1928-34 преподавал в Ташкентском муз. техникуме, с 1934 профессор Высшей муз. школы (с 1936 - Ташкентская консерватория), где преподавал муз.-теоретич. предметы. На основе собств. записей муз. фольклора составил труды «Туркменская музыка» (совм. с В. М. Беляевым, М., 1928, т. 1, Аш., 1979), «Музыка на тексты А. Навои» (1940), «Узбекская вокальная музыка» (1950); опубликованы записи шашмакома (1924; 1966-1979). Обработал ряд узб. нар. песен (для голоса с фп., для симф. оркестра). Как композитор, У. стремился к достижению синтеза узб. и европ. средств муз. искусства. Автор сочинений на узб. нар. темы разных жанров, в т. ч. муз. драмы «Фархад и Ширин» (по поэме Навои, 1934), в которой одним из первых в узб. муз. практике использовал малый симф. оркестр и вок. ансамбли.
Соч.: муз. драма Фархад и Ширин [1936, Узб. муз.-драм. театр, Ташкент; 2-я ред. совм. с Г. А. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. П. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же; 3-я ред. оперы совм. с Мушелем, 1957, Узб. театр оперы и балета]; для орк. - Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инструментами и солистами-вокалистами, 1947), 4 мелодии народов Ср. Азии (1934), Туркменское каприччо (1945); для фп. - Новелла (1947) и др.; для хора с фп. - В бой, богатыри (слова Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к спектаклям драм. театра - «Ёрилташ» Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), «Муканна» Алимджана (совм. с Мушелем, 1943, Узб. драм. театр имени Хамзы, Ташкент). Лит: Беляев В., Крупный исследователь народной музыкальной культуры, «СМ», 1937, No 4; Вызго Т. С., Виктор Александрович Успенский, Таш., 1950; её же, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970, с. 132-38, 144-58, 306; Pеккер Я., В. А. Успенский. Музыкально-этнографическая я композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении, М., 1953, Таш., 1959.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

УСПЕНСКИЙ Владислав Александрович (р. 7 IX 1937, Омск) - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1962. Окончил Ленингр. консерваторию у Б. А. Арапова (1962) и аспирантуру при ней у Д. Д. Шостаковича (1965). С 1965 преподаватель (гармония, анализ муз. произв., инструментовка, композиция; с 1982 профессор), в 1967-72 декан теоретико-композиторского ф-та Ленингр. консерватории. С 1972 зам. пред. правления Ленингр. организации CК РСФСР, с 1980 секретарь правления CК РСФСР. Лауреат ряда конкурсов композиторов. Пр. Ленингр. комсомольской организации (1980).
Соч.: оперы - Война с саламандрами (Уфа, 1968), Интервенция (Ленинград, 1972); балеты - Памяти героя (Ленинград, 1967), Спасение (Берлин, 1975), Добрый заяц (детский; там же, 1976), Ты и море (там же, 1980); оратория Всегда человек (1961); кантаты - Мой сверстник (1963), Памяти В. И. Ленина (1969); для орк. - в т.ч. Лирич. симфония (1966), Симф. фрески (1976), Ноктюрны для голоса и симф. орк. (1979), увертюра-поэма Весна надежд (1980); для инструментов с орк. - концерт для 2 фп. (1963), концертино для тромбона (1963), музыка для скр. (1965); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 3 конц. пьесы для влч. и фп. (1964), музыка для струн. и удар. инструментов (1965), музыка для струнных, ударных, голоса, арфы и фп. (1977); для фп., в т.ч. прелюдии (1963); вок. цикл на сл. Е. А. Евтушенко (1978); более 100 песен; музыка к спектаклям драм. театра, радио- и телеспектаклям, кинофильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

УСПЕНСКИЙ Николай Дмитриевич [р. 3 (16) I 1900, погост Поля Новгородской обл.] - советский музыковед. Кандидат искусствоведения (1947). Учился в Новгородской духовной семинарии. В 1924 окончил Петрогр. богословский институт, в 1931 - Хор. техникум Ленингр. акад. капеллы и в 1937 - историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории (полифонией занимался у X. С. Кушнарёва). В 1937-39 помощник директора Курсов муз. образования им. Н. А. Римского-Корсакова, в 1939-40 - Муз.-пед. уч-ща в Ленинграде (в 1941-42 директор). В 1939-40 и 1944-54 преподавал в Ленингр. консерватории. Профессор Ленингр. духовной академии. Доктор honoris causa Ун-та им. Аристотеля в Салониках (1967) и Нью-Йоркской духовной академии (1968). Участник междунар. симпозиумов, посв. муз. медиевистике. Осн. область его науч. исследований - др.-рус. певч. искусство, византийская музыка, гимнография, церк. музыка.
Соч.: Византийское пение в Киевской Руси, в сб.: Acten des XI. Internationalen Byzantinisten Кongresses 1958, Münch., 1960; Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Роман Сладкопевец и его кондаки, «Журнал Московской патриархии», 1966, No 11, 1967, No 1; Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Проблема методологии обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве, в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica, Congressus II, Bydgoszcz, 1969; Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Лады русского севера, М., 1973; Русский музыкальный фольклор и знаменный распев, в сб.: «Народно стваралаштво Folklor», oktobar 1972 - mart 1973, g. XI/XII, sv. 44-45, s. 63-74; S. W. Rachmaninow - Schöpfer anbetender Hymnen, «Stimme der Ortodoxie», 1973, No 8; Реалистические тенденции в творчестве новгородского мастера пения 16 в. Опекалова, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; К вопросу о происхождении русского хорового концерта, в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica. Congressus IV, Bydgoszcz, 1975; Венок на могилу Д. С. Бортнянского, «Журнал Московской патриархии», 1975, No 9; Д. С. Бортнянский. (К вопросу о польско-русских культурных связях), в сб.: Musica antiqua. Acta scientifica, Congressus V, Bydgoszcz, 1978, и др. Т. P. Владышевская.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия