УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Ордена Трудового Красного Знамени академический Большой театр оперы и балета Узб. ССР им. А. Навои) - ведущий муз. театр Узб. ССР. Открыт в Ташкенте в 1939. Начало театру положил узб. конц.-этнографич. ансамбль под рук. М. Кари-Якубова (1926), в 1929 преобразованный в Узб. муз.-драм. театр (в составе - певцы X. Насырова, Л. Сарымсакова, Б. Мирзаев и др.). В 1939 реорганизован в театр оперы и балета (первыми солистами балетной труппы были M. Тургунбаева, Р. Каримова, Ф. Джалилова и др.), с 1948 - им. А. Навои, с 1959 - академический, с 1966 - Большой. В 1939 пост. первая узб. опера «Буран» Ашрафи и Василенко, в 1940 - балет «Гуляндом» Брусиловского и опера «Лейли и Меджнун» Глиэра и Садыкова. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 пост. оперы «Улугбек» Козловского и «Махмуд Тараби» Чишко, балет «Акбиляк» Василенко. В 40-е гг. театр впервые обратился к произв. мировой классики, осуществив на узб. яз. Пост. опер «Кармен» (1944), «Пиковая дама» (1947), «Евгений Онегин» (1948). В этот же период пост. опера «Гюльсара» Глиэра и Садыкова и балеты «Коппелия», «Красный мак»; «Балерина» Мушеля. В 1947 коллектив получил новое здание (арх. А. В. Щусев), в 1948 объединился с Ташкентским рус. оперным театром. В 50-х - сер. 70-х гг. труппа пополнилась новыми исполнит. кадрами, репертуар театра значительно расширился. Ставились рус. и зап.-европ. классич. оперы и балеты, произв. советский композиторов др. республик, в т. ч. оперы «Кёр-оглы» У. Гаджибекова (1950), «Алмаст» Спендиарова (1953), «У подножья Саян» Ряузова (1953). Среди пост. балетов - «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель»; «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, «Болеро» на музыку Равеля, «Франческа да Римини» на музыку Чайковского и др. Становлению и развитию театра способствовали композитор и дирижёр М. А. Ашрафи, композитор Т. С. Садыков, дирижёры Н. А. Гольдман, Б. А. Иноятов, режиссёры 3. Кабулов, С. У. Мухамедов, М. Мухамедов, М. Таджи-заде (Таджиев), балетмейстеры Тамара Ханум (Петросян), Усто Алим Камилов, М. Тургунбаева, певцы Г. Абдурахманов, Н. Ахмедова, К. Закиров, М. Кари-Якубов, Н. Хашимов. Особое внимание театр уделяет созданию нац. репертуара, среди многочисл. пост.: оперы - «Дилором» (1958) и «Сердце поэта» (1962; 1967 - на рус. яз.) Ашрафи, «Проделки Майсары» Юдакова (1959), «Хамза» (1961) и «Ерилташ» (1971) С. Бабаева, «Песнь о Хорезме» Юсупова (1964), «Ойжамол» (1969) и «Перед зарёй» (1972) Хамраева, «Бессмертие» Мусаева (1974), «Буран» Ашрафи и Василенко (1979); балеты -»Мечта» Акбарова (1959), «Сорок девушек» Фейгина (1967), «Сухайль и Мехри» Левиева (1968), «Амулет любви», «Тимур Малик» (1970) и «Любовь и меч» (1974) Ашрафи. В труппе театра (1979): певцы - нар. арт. СССР В. А. Гринченко, С. К. Кабулова, X. Насырова, нар. арт. Узб. ССР А. Азимов, С. Т. Беньяминов, Т. Давыдов, Р. Б. Лаут, Д. Низамходжаев, Э. Юлдашев, С. Ярашев, засл. арт. Узб. ССР Д. Касымов, Р. Юсупова и др., солисты балета - нар. арт. СССР Г. Г. Измайлова, Б. К. Кариева, нар. арт. Узб. ССР К. Джандарбекова, X. А. Камилова, К. Ю. Юсупова, засл. арт. Узб. ССР Р. С. Тангуриев, Г. А. Хамраева и др., гл. дирижёр - нар. арт. СССР Д. Г. Абдурахманова, дирижёр - нар. арт. Узб. ССР Ф. Шамсудинов, гл. режиссёр - Ф. С. Сафаров, гл. балетмейстер - нар. арт. СССР Г. Г. Измайлова, гл. художник - засл. деят. искусств Каракалп. АССР Т. Ш. Шарахимов, гл. хормейстер - засл. деят. искусств Узб. ССР С. А. Шадманов. В 1937 театр награждён орденом Трудового Красного Знамени.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия