ВЕБЕРН (Webern) Антон (3 XII 1883, Вена - 15 IX 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга) - австрийский композитор и дирижёр. Занятия музыкой начал с 10 лет (игра на фп., теория музыки). В 1902-06 изучал музыковедение в Венском университете под рук. Г. Адлера, гармонию и контрапункт - у Г. Греднера и К. Навратила. За работу о творчестве Г. Изака В. получил степень доктора философии. В 1904-08 занимался композицией у А. Шёнберга. К этому времени относятся первые сочинения В., исполненные в частном муз. собрании. В 1908-1913 работал оперным и симф. дирижёром в городах Австрии и Германии (Вена, Теплиц, Данциг, Штеттин). В 1915-16 находился на воен. службе. В 1917-18 и в 1920 В. дирижёр нем. театра в Праге. В 1922-1934 руководитель симфонич. концертов для рабочих, в 1923-34 - хора Венского рабочего певческого общества. В 20-х - нач. 30-х гг. неоднократно выступал как дирижёр на фестивалях совр. музыки в Вене, Донауэшингене, Цюрихе; гастролировал в Берлине, Мюнхене, Лондоне и др. городах. В 1927-38 дирижёр австр. радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии. С 1929 В. давал частные уроки композиции. Среди его учеников - композиторы и теоретики К. А. Хартман, X. Сирль, В. Рейх. Последние годы жил уединённо в Мёдлинге, занимаясь только творческой работой. Был убит близ Зальцбурга случайным выстрелом амер. солдата. В. принадлежит вместе с А. Шёнбергом и А. Бергом к ведущим представителям т. н. новой венской школы. Его творчество сложилось под влиянием эстетич. принципов экспрессионизма. Будучи учеником и единомышленником Шёнберга, В. усвоил мн. его взгляды и методы композиции. Вместе с тем, уже в ранних сочинениях В. проявилось своеобразие его муз. письма - предельный лаконизм и скупость звуковых средств, вызывающих ощущение «бесплотности», ирреальности образов. Шёнберг в предисловии к 6 багателям для струн. квартета В. (ор. 9, 1913) писал, что в них «каждый взгляд становится поэмой, каждый вздох звучит как роман». Шёнберг подчёркивал, что смысл этой музыки понятен только для посвященных. То же стремление «выразить невыразимое» с помощью кратких, афористич. звуковых штрихов проявилось в 5 пьесах для оркестра (ор. 10, 1911-13), одна из которых длится всего 19 секунд. Мистич. символика этих пьес раскрывается в заголовках, которые были даны композитором при первом исполнении их в Вене: «Прообраз», «Превращение», «Возвращение», «Воспоминание», «Душа». В дальнейшем творчество В. эволюционировало в направлении всё большей абстрактности языка и стиля. Метод додекафонии, разработанный Шёнбергом, был превращен В. в жёсткую догматич. систему. В некоторых его поздних произв. мелодия, гармония, полифония, даже тембровая окраска определяются лежащей в основе сочинения серией и рассматриваются лишь как её проекция (прямая, обращенная и т. д.) в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Ряд приёмов, характерных для экспрессионизма в музыке, переходит у В. в свою противоположность. Вследствие разрушения естеств. ладовых связей между звуками, диссонирующие интервалы, преобладающие в мелодике В., теряют напряжённость звучания. Этому способствует и специфич. манера изложения (крайняя удалённость звуков, объединяемых лишь при помощи ритма и фактуры), приводящая к раздроблению муз. ткани на отдельные точки. В результате музыка становится бесстрастной, холодно-созерцательной по колориту, лишённой эмоц. напряжения и динамики. Отсутствие ладовых тяготений и функциональной логики развития В. стремился возместить строгой полифонической организацией целого и варьированием серии, осуществляемыми чисто конструктивными методами. Посредством этих приёмов он достигал в произв. 20-х и 30-х гг. большей временной протяжённости. Среди произв. этих лет: симфония (ор. 21, 1928), концерт для 9 инструментов соло (ор. 24, 1934), струн. квартет (ор. 28, 1938), кантаты (ор. 29 и 31). Однако и здесь муз. изложение сохраняет характерные для В. черты аскетизма, разрежённости и детальной дифференциации тембров. По выражению И. Ф. Стравинского, В. открыл «новое измерение музыкального времени» и «новое расстояние между музыкальным объектом и слушателем». Творч. метод В. проистекал из основ его мировоззрения, совмещавшего элементы кантианского рационализма с натурфилософским идеализмом и христианской религиозностью. Опираясь на некоторые положения И. В. Гёте о развитии в природе, В. истолковывал их в теологическом плане. Иск-во, по словам В., подчиняется некоему абсолютному, господствующему во всей Вселенной закону развития и произрастания, представлявшемуся ему как проявление высшей божественной воли. Последовательное осуществление взглядов В. в творчестве приводило к чистой абстракции, формализму, исключению из музыки всех конкретно-образных и эмоционально-выразит. моментов. Значит. место в творчестве В. занимают вок. жанры: песни для голоса с сопровождением, хоры, кантаты. Ранние вок. циклы В. написал на стихи поэтов-символистов С. Георге и Р. Рильке, затем он обращался к нар. и канонич. религ. текстам. Религиозно-пантеистич. окраска свойственна последним вок. сочинениям В. на слова поэтессы-любительницы X. Йоне. Начиная с ор. 19 все вок. произведения В. основаны на строгом применении серийного принципа (всего им написан 31 op.). Изысканная и дифференцированная манера вок. письма В. в принципе не отличается от инструментального. Мало исполнявшиеся при жизни композитора, произведения В. стали знаменем муз. авангардизма после 2-й мировой войны. Он был признан создателем нового муз. миросозерцания в противоположность творчеству Шёнберга и Берга, не порвавших до конца с наследием романтич. искусства. Все произв. В. в 1954-56 были записаны под управлением Р. Крафта на 4 долгоиграющие пластинки (выпущены фирмой «Филипс»). В. принадлежит ряд печатных выступлений по вопросам музыки. Свои творч. позиции он изложил в двух циклах лекций, прочитанных в Вене (1932-33, изданы посм. - A.Webern, Wege zur neuen Musik, W., 1960).
Соч.: оперы - Алладина и Паломид (фрагменты к опере по одноим. пьесе М. Метерлинка, 1908); для голоса, хора и орк. - 2 песни на сл. И. В. Гёте (из цикла Chinesisch-Deutsche Jahres-und Tageszeiten, для смеш. хора с сопровождением челесты, гитары, скр., кларнета и бас-кларнета, ор. 19, 1926), фрагменты к 3-й хоровой песне на сл. Гёте [Auf den Bergen in der reinsten Höhe, op. 19, 1926); кантаты - Зрение (Das Augenlicht, op. 26, 1935), Зажигающий луч жизни (Zündender Lichtblitz des Lebens, сл. X. Йоне, op. 29, 1938-39), И вселенная тоже молчит (Schweigt auch die Welt, op. 31, 1941- 1943); для голоса с орк. или ансамблем инструментов - Меч Зигфрида (Siegfrieds Schwert, баллада, сл. Л. Уланда, для голоса с орк., 1903), 2 песни на сл. Р. М. Рильке (для голоса и 9 инструментов, ор. 8, 1910; 3-я ред. 1921; 4-я ред. - 1925), О, нежное пламя гор (О, sanftes Glüh'n der Berge, песня для голоса с орк., B-dur, 1913), 4 песни для голоса с орк. (ор. 13, 1914-18), Спасибо, так я чувствую твою руку (Dank! So fühle ich deine Hand, для голоса с орк., 1919), 6 песен на сл. Г. Тракля (для голоса, кларнета, бас-кларнета, скр. и влч., ор. 14, 1917-21), 5 духовных песен (для сопрано, флейты, кларнета, трубы, арфы и влч., ор. 15, 1917-22), 5 канонов на лат. тексты (для сопрано, кларнета и бас-кларнета, ор. 16, 1924), 3 нар. песни для голоса, скр., кларнета и бас-кларнета, ор. 17, 1924), 3 песни (для голоса, кларнета и гитары, ор. 18, 1925); для орк. - Летний ветер. Идиллия (Im Sommerwind, 1904), Пассакалия (op. 1, 1908), 6 пьес (op. 6, 1-я ред. 1909-1911; 2 ред. обр. для камерного орк., 1928), 5 пьес: Прообраз (Urbild), Превращение (Verwandlung), Возвращение (Rückkehr), Воспоминание (Erinnerung), Душа (Seele, op. 10, 1911-13); Симфония (для кларнета, бас-кларнета, 2 валторн, арфы и смычковых, ор. 21, 1928), Вариации (ор. 30, 1940); для инстр. ансамбля - концерт для 9 инструментов (флейты, гобоя, кларнета, валторны, трубы, тромбона, скр., альта и фп., ор. 24, 1934), фп. квинтет (1906/1907); струн. квартеты a-moll (без даты), на тему И. Бёма (1905), ор. 28 (1937-38); отдельные части струн. квартетов: рондо (без даты), медленная часть (1905), 5 частей (ор. 5, 1909, переработ. для струн. орк., 1929), 6 багателей (ор. 9, 1913), фрагменты (1929); квартет для скр., кларнета, тенора-саксофона и фп. (ор. 22, 1930), 2 струн. трио (1925, ор. 20, 1927); для скр. и фп. - 4 лёгкие пьесы (ор. 7, 1910, окончат. ред. 1914); для влч. и фп. - 2 пьесы (1899), 3 маленьких пьесы (ор. 11, 1914), соната (1914); для фп. в 2 руки - пьеса для фп. (1905-06), часть для фп. сонаты (1906), вариации для фп. (ор. 27, 1936); для голоса с сопровождением фп. - 3 песни на сл. Ф. Авенариуса, Р. Демеля и Г. Фальке (1899-1903), 3 песни на сл. Ф. Авенариуса (1903-1904), 8 песен на сл. разных поэтов (1901-1904), Любовная песня [Liebeslied, сл. Г. Бёма (1904)], 5 песен на сл. Р. Демеля (1906-08), 5 песен на сл. С. Георге (из поэмы «Седьмое кольцо» - «Der siebente Ring», op. 3, 1907-08), 5 песен на сл. С. Георге (ор. 4, 1908-09), 4 песни на сл. Ли-Таи-По, А. Стриндберга, И. В. Гёте и нар. (ор. 12, 1915-17), 3 песни из «Via in Viae» X. Йоне (op. 23, 1933-34), 3 песни на сл. X. Йоне (ор. 25, 1934-35); обработки произв. др. композиторов, в т.ч. Ф. Шуберта (Немецкие танцы для орк., 1931), И. С. Баха (6-голосная фуга для орк., 1935), Г. Вольфа, Ф. Листа и А. Шёнберга. Лит. соч.: Wege zur neuen Musik, hrsg. von W. Reich, W., 1960 (содержит два доклада В. «Der Weg zur neuen Musik», 1933; «Der Weg zur Кomposition mit zwölf Tönen», 1932, а также письма В. к издателю В. Рейху).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ВЕ..

БУСЛЕР

БУТАДА

БУЦКОЙ

БУЮКЛИ

БЫЛИНА

БЫЧКОВ

БЮККЕН

ВАГНЕР

ВАЙМАН

ВАКМАН

ВАЛЕЕВ

ВАЛИХА

ВАЛЬХА

ВАНДОР

ВАРГАН

ВАРЛИХ

ВАХМАН

ВАХТЕР

ВАХХАБ

ВЕДЕЛЬ

ВЕЙГЛЬ

ВЕЙМАР

ВЕЙНЕР

ВЕЛЛЕС

ВЕПРИК

ВЕРИЗМ

ВЕРТЕП

ВИАРДО

ВИВИАН

ВИГНЕР

ВИДАЛЬ

ВИЛЬОМ

ВИНТЕР

ВИНЬЕС

ВИОТТИ

ВИРЕЛЕ

ВИСМЕР

ВИТАЛИ

ВИТИНГ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>