ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski) Адам Тадеуш (27 XI 1879, Варшава - 21 IV 1950, Быдгощ) - польский композитор и муз. деятель. Племянник Г. Венявского и Ю. Венявского. Учился в Варшавской консерватории у З. Носковского (композиция), Г. Мельцера (фп.), позднее совершенствовался по композиции у В. Баргиля в Высшей школе музыки в Берлине; с 1906 - в «Схола канторум» у В. дЭнди, затем - в консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе в Париже. С 1923 жил в Варшаве. Как композитор дебютировал в 1910 в Париже (симф. поэма в исп. оркестра Ламурё). С 1928 рук. Варшавского муз. общества и директор Высшей муз. школы им. Ф. Шопена (вёл классы композиции и инструментовки), с 1932 пред. Союза польских композиторов. По инициативе В. в Варшаве в 1932 и 1937 были организованы 2-й и 3-й Междунар. конкурсы пианистов им. Ф. Шопена, в 1935 - Конкурс скрипачей им. Г. Венявского (был пред. жюри). В произв. В., эклектичных по стилю, неоромантич. тенденции сочетаются с приёмами письма франц. импрессионистов. В поздних произв. ощутимее выражено нац. начало. В. автор опер - «Мегаэ» («Megaл», 1912, Варшава), «Освобождённый» («Wyzwolony», 1928, Варшава), «Актеа в Иерусалиме» («Aktea w Jerozolimie», 1922), «Король-любовник» («Кrolochanek», муз. комедия, 1931, Варшава), балетов - «Лалита» (1923), «Пир у царя Ирода» («Uczta u Кrola Heroda», 1927, Варшава), орк. произв. - 2 симф. поэм, сюит, концертино для фп. с оркестром, прелюдии и танца, камерных произв. - 2 струн. квартетов, миниатюр для фп., скрипки; песен, обр. польск. нар. песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski) Генрик [10 VII 1835, Люблин - 31 III (12 IV) 1880, Москва] - польский скрипач, педагог и композитор. Игре на скрипке обучался с 6-летнего возраста у Я. Хорнзеля и С. Сервачиньского в Люблине. Окончил Парижскую консерваторию по классам скрипки Ж. Л. Массара (1846) и композиции И. Коллета (1850). В 1848 дебютировал в Москве, в 1851-53 совершил конц. турне по Польше, России и Германии (вместе с братом, пианистом Ю. Венявским). К этому времени относится издание его первых скрипич. пьес. 1850-60 - годы наиболее интенсивной конц. деятельности В., принёсшей ему европ. славу. В 1860-72 был придв. солистом, в 1862-68 - профессором консерватории в Петербурге. Ученики В. - видные рус. скрипачи К. Н. Пушилов, В. З. Салин и др. В 1872-74 гастролировал (вместе с А. Г. Рубинштейном) в США. В 1875-77 был профессором Брюссельской консерватории (заменял заболевшего А. Вьётана), где у него занимался Э. Изаи. Умер во время концертной поездки по России. Один из крупнейших представителей романтич. школы, В. принадлежал, по выражению А. Г. Рубинштейна, к виртуозам, «двигающим вперёд искусство». Внешне блестящей игре салонных скрипачей В. противопоставил жизненное, глубоко национальное искусство. Славянское песенное начало, проявлявшееся в особой широте и задушевной напевности кантилены, полёт фантазии, неслыханный виртуозный размах сочетались в игре В. с властной, захватывающей силой ритма, в котором ярко выявлялась нац. характерность. В. называли «Шопеном скрипки». Современники отмечали своеобразие виртуозного мастерства В., в особенности технику смычка, штрихов. Несравненный исполнитель виртуозной музыки, В. одним из первых ввёл в программы своих выступлений классич. произв., способствовал обновлению конц. репертуара скрипачей. Его квартетные собрания в 1860-х гг. (совм. с К. Ю. Давыдовым) стали выдающимся событием муз. жизни Петербурга. Как композитор В. обогатил скрипич. репертуар; особенно велико его значение в развитии жанровой скрипич. пьесы и художеств. этюда. В его мелодичных, полных задушевного лиризма и ритмич. своеобразия мазурках, полонезах, «Легенде» («Legende», оp. 17, 1860), «Скерцо-тарантелле» (1855) и др. сочинениях, отличающихся богатой и разнообразной виртуозной фактурой, воплощены особенности польского нац. инстр. стиля. Они принадлежат к числу наиболее популярных произв. скрипичной виртуозной литературы 19 в. Нек-рые из них («Легенда», мазурки) вошли в излюбленный репертуар рус. домашнего музицирования. Рус. темы нашли отражение в его «Воспоминании о Москве» («Souvenir de Moscou», op. 6, 1853) и в «Русском карнавале» («Le carnaval russe», op. 11, 1853). П. И. Чайковский видел в В. «неподражаемого в своём роде скрипача и даровитого композитора». Имя В. носят междунар. муз. конкурсы (скрипачей - в Варшаве, с 1935, возобновлены с 1952 в Познани; с 1957 - также композиторов и скрипич. мастеров). Соч. (даты изданий): для скр. с орк. - 2 концерта (ор. 14, 1853; ор. 22, 1870), 2 полонеза (Grand duo polonais, op. 4, 1853; op. 21, 1870), Фантазия на темы оперы «Фауст» Ш.Гуно (Fantasie Brillante sur «Faust», op. 20, 1870); для скр. и фп. - Куявяк (1853), Блестящие вариации на оригинальную тему (1854), Две характеристические мазурки (Oberlas, Dudziarz, op. 19, 1860), этюды-каприсы для 2 скр. (op. 18, 1862); для скр. соло - Современная школа (L'йcole moderne, op. 10, 1854), каденции к концерту No 22 Дж. Б. Виотти (изданы в 1830-е гг.), транскрипция романса Ночь А. Г. Рубинштейна (1860-е гг.) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski) Юзеф (23 V 1837, Люблин - 11 XI 1912, Брюссель) - польск. пианист и композитор, брат Г. Венявского. В 1846-50 учился в Парижской консерватории у Ж. П. Циммермана, Ш. В. Алкана и А. Ф. Мармонтеля (фп.). С 1848 выступал в дуэте с Генриком В., затем с сольными концертами как пианист и дирижёр в Бельгии, Германии, России и Польше. В 1856 совершенствовался у Ф. Листа (фп.) в Веймаре и у А. Б. Маркса (контрапункт) в Берлине. Затем поселился во Франции, где пропагандировал музыку С. Монюшко (содействовал изданию его 34 песен в Париже в 1862). В 1866-67 был профессором Моск. консерватории. С 1870 работал в Варшаве, руководил Варшавским муз. обществом (1875-76), организовал симф. концерты. С 1876 проф. по классу фп. в Брюссельской консерватории. Активно пропагандировал польск. музыку. Работал над усовершенствованием конструкции фп. Изобрёл фп. с двухрядной клавиатурой, которое изготовляла фп. фабрика бр. Манжо (впоследствии известно под назв. «Piano Mangeot…»; инструмент демонстрировал на Парижской выставке пианист Ю. Зарембский в 1878); В. играл на этом инструменте в концертах. В композит. творч. наибольший интерес представляют фп. миниатюры (пьесы-экспромты, ноктюрны, конц. вальс, мазурки, полонезы, этюды и др. произв. педагогич. репертуара). Среди др. сочинений - симфония, романтич. сюита для оркестра, увертюра к драме «Гийом ле Таситюрн» («Guillaume le Taciturne»); камерн. произв. - фп. трио, струн. квартет, скрипич. соната; фп. концерт (1858) и фантазия для 2 фп., фп. фантазия и фуга; циклы песен на слова польск. и франц. поэтов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ВЕ..

БРЫМБАРОВ

БУГМЮЛЛЕР

БУЛЛЕРИАН

БУРМЕСТЕР

БУХБИНДЕР

БУХТОЯРОВ

БЮЛЬ-БЮЛЬ

ВЁРДЖИНЕЛ

ВАЛИУЛЛИН

ВАН ЗАНДТ

ВАНАДЗИНЬ

ВАНЕМУЙНЕ

ВАРВОГЛИС

ВАСИЛЕВИЧ

ВАСИЛЕНКО

ВЕЙДИНГЕР

ВЕЛИКАНОВ

ВЕНГЕРОВА

ВЕНЦИНГЕР

ВЕРБИЦКИЙ

ВЕРБУНКОШ

ВЕРТИКАЛЬ

ВЕТЛУГИНА

ВИДАКОВИЧ

ВИЛЕНСКИЙ

ВИЛИНСКИЙ

ВИЛЬДАНОВ

ВИЛЬДГАНС

ВИЛЮМАНИС

ВИМБЕРГЕР

ВИНОКУРОВ

ВИСЛОУЖИЛ

ВИСЛОЦКИЙ

ВОДОВОЗОВ

ВОЛОШИНОВ

ВОЛЬГЕМУТ

ВОСТРЕЛОВ

ВРАНИЦКИЙ

ВСЕНОЩНАЯ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>