ВЕНЕЦИЯ (Venezia) - один из старейших культурных центров Италии. 367,5 тыс. жит. (1971). По некоторым данным, уже в 6-8 вв. в В. процветало литургич. пение, в 11 в. имелись органы. Во время торжеств при Дворце дожей выступали певцы, с сер. 13 в. звучала инстр. музыка. В нач. 15 в. в соборе св. Марка организуется певч. капелла (в 1403 она насчитывала 8 человек, должность магистра пения занимал А. Романо). В связи с многочисл. обязанностями органиста здесь были введены должность второго органиста, с 1588 - третьего, который во время торжеств. служб играл на небольшом органе. В 1491 принят первый устав капеллы, учредивший школу пения. Расцвет капеллы наступил в 16-17 вв., когда здесь работали (капельмейстерами и органистами) крупнейшие музыканты Италии и др. стран: основоположник венецианской школы А. Вилларт, К. Меруло, А. и Дж. Габриели, К. Монтеверди. В 1577 была осн. Григорианская семинария, где будущие священники наряду с др. предметами изучали хоральное пение. В семинарии преподавали К. де Pope, Б. Донато, Дж. Кроче и др. Распространению муз. культуры способствовали также «религиозные братства» (Schuole grandi), в которые входили и проф. музыканты. В 15 в. в В. развиваются светское музицирование и нар. музыка. Композиторы создавали наряду с религиозными вок. и инстр. сочинения, предназначенные для исполнения в домах патрициев (мн. композиторы состояли на службе у богатых горожан). Одним из первых авторов светских песен нар. характера был видный учёный и гос. деятель Л. Джустиниани. В сер. 17 в. ведущее положение в муз. жизни В. заняли оперные театры. Расцвет венецианской оперы связан с деятельностью К. Монтеверди, мн. сочинения которого впервые были исполнены в В. Среди оперных композиторов - Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла и др. В 1637 по инициативе певцов Ф. Манелли и Б. Феррари был создан первый в истории общедоступный оперный театр «Сан-Кассиано». На протяжении 17 в. открылось ещё 15 театров (мн. из них строились рядом с крупными соборами и назывались их именами): театры «Санти-Джованни э Паоло» (1639), «Сан-Мойзе» (1639, впоследствии «Минерва»), «Новиссимо» (1641), «Санти-Апостоли» (1649), «Сант-Аполлинаре» (1651), «Сан-Джованни Кризостомо» (1678, впоследствии театр «Малибран») и др. Оперные постановки отличались помпезностью и хорошей технической оснащённостью, однако театральные оркестры и хоры были невелики. В 18 в. в В. получает развитие особая форма муз.-образоват. учреждений - т.н. «оспедале» (сиротские дома, приюты для призрения бедняков, больных). Ещё в кон. 16 в. в них было введено муз. обучение, появились проф. учителя музыки (нередко органисты и певцы собора св. Марка). Здесь создавались свои капеллы, устраивались массовые хор. концерты; к нач. 18 в. при многих из них действовали консерватории, где преподавали выдающиеся композиторы - А. Вивальди, Дж. Порта, Н. Порпора, Дж. Сарти, Б. Га-луппи, Н. Йоммелли и др. Наибольшей известностью в Италии и за её пределами пользовались 4 консерватории - «Пиета», «Мендиканти», «Инкурабили», «Санти-Джованни э Паоло» («Оспедалетто»). В них учились музыканты мн. стран. Воспитанники и педагоги консерваторий участвовали в регулярных открытых концертах. К кон. 18 в. финансовое положение консерваторий ухудшилось (в 1776 3 из них были приняты на содержание гос-ва, «Пиета» сократила свою деятельность). В 18 в. расцветает конц. жизнь В., широкое распространение получает инстр. музыка. Возрастает роль разл. частных академий, устраивавших орк. и камерные концерты. Для них писали композиторы, служившие в капелле св. Марка и консерваториях, а также работавшие в В., - Т. Альбинони, Б. Марчелло, Д. Альберти, П. Нардини и др. Большой популярностью пользовались концерты под открытым небом (музыканты располагались в гондолах). Ещё в кон. 17 в. была осн. гильдия музыкантов св. Цецилии, к сер. 18 в. её членами стали все музыканты В. (в т. ч. гастролировавшие здесь артисты). В 18 в. продолжает развиваться оперное искусство. Были открыты театры: «Сан-Бенедетто» (1755, впоследствии «Театр Россини») и «Фениче» (1792). Для венецианских театров писали многие композиторы Италии и других стран, в т. ч. А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, Д. С. Бортнянский и др. На сценах В. выступали лучшие певцы того времени - Дж. Карестини, А. Бернакки, Ф. Бордони и др. После падения Венецианской республики и с началом длительного периода австр. владычества (с 1797) утрачивается роль В. как одного из центров европ. музыки. Закрываются мн. театры, консерватории. Муз. жизнь сосредоточивается в театре «Фениче», на сцене которого были впервые пост. написанные специально для этого театра оперы Дж. Россини («Танкред», 1813; «Сигизмунд», 1814; «Семирамида», 1823), В. Беллини («Капулетти и Монтекки», 1830; «Беатриче ди Тенда», 1833), Г. Доницетти («Велизарий», 1836; «Мария ди Руденц», 1838), Дж. Мейербера («Крестоносец в Египте», 1824), а также Д. Чимарозы, С. Майра, Н. Цингарелли, С. Меркаданте и др. В театре пели выдающиеся вокалисты - А. Каталани, Дж. Стреппони, И. Кольбран, Дж. Паста, Дж. Гризи, М. Малибран, Дж. Рубини, Д. Ронкони, А. Тамбурини и др. В 1838-59 при театре функционировала певческая школа. Яркой страницей в истории театра явились постановки специально написанных для него опер Дж. Верди: «Эрнани» (1844), «Атилла» (1846), «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Симон Бокканегра» (1-я ред., 1857). Т-р «Фениче» впервые в Италии пост. тетралогию «Кольцо нибелунга» Вагнера (1883), а также ряд опер Р. Леонкавалло, П. Масканьи. Во 2-й пол. 19 в. вновь оживляется конц. жизнь города. Об-во «Бенедетто Марчелло» (осн. 1877 Д. К. ди Кастельсепио) устраивало концерты, пропагандируя старинную и совр. музыку, открыло б-ку и Музыкальный лицей. С 1895 лицей стал государственным (помещался во Дворце Пизани). В кон. 19 - нач. 20 вв. им руководили видные музыканты, в т. ч. М. Э. Босси, Э. Вольф-Феррари. В 1916 лицей был приравнен к высшей школе, в 1940 преобразован в Государственную консерваторию им. Бенедетто Марчелло. Директорами консерватории были Дж. Ф. Малипьеро, Р. Фазано, Г. Бьянки и др. В В. с 1930 проводятся Международные фестивали современной музыки (первоначально каждые два года, с 1936 - ежегодно). Здесь состоялись премьеры мн. произв. А. Казеллы, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Б. Бриттена, Л. Ноно и др. В 1953 по инициативе Р. Фазано основан Междунар. центр пропаганды итал. музыки, который ежегодно организует летние курсы («Музыкальные каникулы») по изучению старинной итал. музыки. В В. находятся Нац. б-ка Марчиано, б-ка фонда Д. Чини, Музей музыкальных инструментов при консерватории.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ВЕ..

ВАЙНКОП

ВАЙРАУХ

ВАКСЕЛЬ

ВАЛЕЕВА

ВАЛЕНТЕ

ВАЛЬКЕР

ВАЛЬТЕР

ВАМПУКА

ВАНЖУРА

ВАНСЛОВ

ВАРИСТЕ

ВАРТЕЛЬ

ВАРШАВА

ВАРЬЕТЕ

ВЕЙКМАН

ВЕЙМАРН

ВЕЙСМАН

ВЕКСЛЕР

ВЕЛЬТЕР

ВЕНТИЛЬ

ВЕРЁВКА

ВЕРДЕЛО

ВЕРЕСАЙ

ВЕРЕТТИ

ВЕРТКОВ

ВЕСЕЛОВ

ВЕССЕЛЬ

ВЕСТХОФ

ВЕХОВИЧ

ВИАДАНА

ВИБРАТО

ВИЛЛАРТ

ВИЛЛУАН

ВИЛЬБОА

ВИЛЬНЮС

ВИЛЬШАУ

ВИЛЬЯМС

ВИНКЛЕР

ВИРДУНГ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>