ВИБРАТО, вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio - колебание). 1) Приём исполнения на струн. инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне, вызывающее периодич. изменение в небольших пределах высоты, громкости и тембра звука. В. придаёт звукам особую окраску, певучесть, повышает их выразительность, а также динамичность, особенно в условиях большого конц. помещения. Характер В. и способы его использования определяются индивид. стилем интерпретации и артистич. темпераментом исполнителя. Нормальное число колебаний В. - ок. 6 в секунду. При меньшем числе колебаний слышится качание или дрожание звука, производящее антихудожеств. впечатление. Термин «В.» появился в 19 в., однако лютнисты и гамбисты пользовались этим приёмом ещё в 16-17 вв. В методич. руководствах того времени приводятся описания двух способов исполнения В.: одним пальцем (как и в совр. исполнительстве) и двумя, когда один прижимает струну, а другой быстро и легко касается её. Старинные назв. первого способа - франц. verre cassй, англ. sting (для лютни), франц. langueur, plainte (для виолы да гамба); второго - франц. battement, pincй, flat-tement, позднее - flattй, balancement, tremblement, tremblement serrй; англ. close shake; итал. tremolo, ondeggiamento; на нем. языке наименование всех видов В. - Bebung. Co времени упадка сольной игры на лютне и виоле да гамба художеств. применение В. связано гл. обр. с игрой на инструментах скрипичного семейства. Одно из первых упоминаний о скрипич. В. содержится в «Универсальной гармонии» («Harmonie universele…», 1636) M. Мерсенна. Классич. школы скрипичной игры 18 в. рассматривали В. лишь как разновидность украшений и относили этот приём к орнаментике. Дж. Тартини в своём «Трактате об орнаментике» («Trattato delle appogiatura», ок. 1723, изд. 1782) называет В. «tremolo» и рассматривает его как вид т.н. игровых манер. Его использование, как и др. украшений (трель, форшлаг и др.), разрешалось в случаях, «когда того требует аффект». По Тартини и Л. Моцарту («Опыт основательной скрипичной школы» - «Versuch einer gründlichen Violinschule», 1756), B. возможно в кантилене, на длинных, выдержанных звуках, особенно в «завершающих музыкальных фразах». При mezza voce - подражании человеческому голосу - В., напротив, «никогда не должно применяться». Различались В. равномерно медленное, равномерно быстрое и постепенно убыстряющееся, обозначавшиеся соответственно волнистыми линиями над нотами: В эпоху романтизма В. из «украшения» превращается в средство муз. выразительности, становится одним из важнейших элементов исполнительского мастерства скрипача. Широкое использование В., начало которому положил Н. Паганини, естественно вытекало из колористической трактовки скрипки романтиками. В 19 в., с выходом музыкального исполнительства на эстраду большого конц. зала, В. прочно входит в практику игры. Несмотря на это, ещё Л. Шпор в своей «Скрипичной школе» («Violinschule», 1831) разрешает исполнять В. лишь отд. звуки, которые он отмечает волнистой линией. Наряду с названными выше разновидностями Шпор применял и замедляющееся В. Дальнейшее расширение применения В. связано с исполнительством Э. Изаи и в особенности Ф. Крейслера. Стремясь к эмоцион. насыщенности и динамичности исполнения и используя В. как приём «опевания» техники, Крейслер ввёл вибрирование при игре быстрых пассажей и в штрихе detachй (что запрещалось классич. школами). Это способствовало преодолению «этюдности», сухости звучания таких пассажей. Анализ скрипичного В. разл. видов и его художеств. применения дал К. Флеш в своей работе «Искусство игры на скрипке» («Die Кunst des Violinspiels», Bd 1-2, 1923-28). 2) Приём исполнения на клавикорде, широко применявшийся нем. исполнителями 18 в.; выразительное «украшение», подобное В. и также называвшееся Bebung. С помощью вертикального колебательного движения пальца на опущенной клавише, благодаря которому тангент оставался в постоянном соприкосновении со струной, создавался эффект колебания высоты и силы звука. Использовать этот приём надлежало на выдержанных, аффектированных звуках (Ф. Э. Бах, 1753) и, в особенности, в пьесах печального, грустного характера (Д. Г. Тюрк, 1786). В нотах обозначался: 3) Приём исполнения на некоторых духовых инструментах; лёгкое приоткрывание и закрывание клапанов, сочетающееся с изменением интенсивности выдоха, создает эффект В. Большое распространение получило у джазовых исполнителей. 4) В пении - особый вид колебания голосовых связок певца. В основе естественного вок. В. лежит неравномерность (не абсолютная синхронность) колебаний голосовых связок. Возникающие благодаря этому «биения» заставляют голос периодически пульсировать, «вибрировать». От свойства В. в значительной степени зависит качество голоса певца - его тембр, теплота, выразительность. Характер певческого В. не изменяется с момента мутации и только в пожилом возрасте В. переходит иногда в т.н. тремолирование (качание) голоса, что делает его звучание неприятным. Тремолирование может явиться и результатом плохой вок. школы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ВИ..

ВАРШАВА

ВАРЬЕТЕ

ВЕЙКМАН

ВЕЙМАРН

ВЕЙСМАН

ВЕКСЛЕР

ВЕЛЬТЕР

ВЕНЕЦИЯ

ВЕНТИЛЬ

ВЕРЁВКА

ВЕРДЕЛО

ВЕРЕСАЙ

ВЕРЕТТИ

ВЕРТКОВ

ВЕСЕЛОВ

ВЕССЕЛЬ

ВЕСТХОФ

ВЕХОВИЧ

ВИАДАНА

ВИЛЛАРТ

ВИЛЛУАН

ВИЛЬБОА

ВИЛЬНЮС

ВИЛЬШАУ

ВИЛЬЯМС

ВИНКЛЕР

ВИРДУНГ

ВИРТУОЗ

ВИТАЧЕК

ВЛАСОВА

ВОДИЧКО

ВОДЯНОЙ

ВОКАЛИЗ

ВОЛОВОВ

ВОЛОДИН

ВОЛЫНКА

ВОЛЬМАН

ВОМАЧКА

ВОРМСЕР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>