ВИОЛЫ - утвердившееся в рус. инструментоведении обозначение семейства струн. смычковых инструментов «ножного» способа держания (итал. - viola da gamba, viola ad arco; испан. - vihuela de arco; нем. - Кnieviola, Кniegeige, Gamba). В. возникли к кон. 15 - нач. 16 вв. из ср.-век. смычкового инструмента (см. Виола, Фидель) в результате ассимиляции им черт щипкового инструмента лютни. В. того времени имели корпус с ясно выраженной «талией», тупыми углами, покатыми «плечами» (встречались В. и с «витиеватыми» контурами корпуса), выпуклой верхней и плоской нижней деками, широкий гриф с ладами, улиткообразную колковую коробку с поперечными колками, 5-7 струн, настраивавшихся по квартам с терцией посередине; почти плоскую подставку, позволявшую без труда извлекать аккорды, но ограничивавшую динамич. возможности исполнения, особенно при игре на средних струнах; резонаторные отверстия в виде скобок или змеек; иногда под грифом располагалось дополнительное резонаторное отверстие (см. Розетка). Исполнители держали В. всех видов вертикально между коленями или на коленях. Встречающееся в некоторых справочных изданиях утверждение, что высокие инструменты этого семейства держали, упирая в плечо, «ручным способом», и что они назывались поэтому виолами да браччо (от итал. braccio - рука), ошибочно, равно как и вытекающее отсюда определение В. как предков скрипичных инструментов (скрипки, альта, виолончели и контрабаса). Виолы да браччо - старинное общее наименование инструментов скрипичного семейства. Наименование это постепенно вышло из употребления, и ныне под В., помимо средневековых смычковых инструментов, подразумеваются только инструменты семейства виолы да гамба, причём дополнение «да гамба» большей частью опускается. В то же время за одним из представителей семейства - теноровой В. - закрепилось назв. виола да гамба, или сокращённо гамба. В. применялись как сольные, ансамблевые и орк. инструменты. В. звучали мягко, нежно, матово; из-за ладов звук всегда был столь же «открытым», как и на пустых струнах, лады облегчали игру, но лишали исполнителя возможности свободного интонирования и препятствовали развитию пассажной техники. В. применялись гл. обр. в аристократич. среде, эстетич. требованиям которой отвечали звуковые качества этих инструментов. С 17 в. в связи с развитием оркестровой, камерной и сольной музыки и в особенности жанра сольного концерта с оркестром, требовавших богатых звуковых, динамических и технических средств, семейство В. постепенно начинает вытесняться скрипичным (скрипкой, альтом, виолончелью и контрабасом; последний сохранил ряд признаков В.). Наиболее стойко удерживалась виола да гамба. окончательно утратившая значение лишь во 2-й пол. 18 в. В конце 19 - нач. 20 вв. в ряде стран Европы снова пробуждается интерес к В., создаются ансамбли виолистов (семья Долмеч в Англии, «L'English Consort of viols», организованные А. Венцингером квартет В. в Базеле и Capella Coloniensis в Кёльне), смешанные ансамбли старинных инстр. и В. (Парижское общество старинных инструментов). Осн. виды высоких В.: дискантовая (сопрановая) виола (итал. - violetta piccola, violetta; франц. - dessus de viole; англ. - treble viol; нем. - Кlein-Diskant, Diskant) по размеру равна большому альту (длина корпуса 63-80 см), отличалась значит. высотой обечаек - от 5 до 9 см (у альта - от 3,2 до 4,5), строй - d, g, с1, f1, a1, d2; альтовая виола (итал. - violetta; франц. - taille de viole, haute-contre de viole, alto de viole; англ. - tenor viol; нем. - Diskant, Alt, в 16 в. Alt-Tenor) - по длине корпуса (50-63 см) и высоте обечаек (9-11 см) близка половинной виолончели, строй - G, с, f, a, d1, g1. Более поздние разновидности высоких В.: высокая дискантовая (сопрановая) виола (франц. - pardessus de viote) настраивалась на кварту выше дискантовой, возникла во Франции на рубеже 17-18 вв.; квинтон (франц. - quinton, quinte) - пятиструнная дискантовая виола, бытовала только во Франции; малая альтовая виола (франц. - haute-contre de viole; англ. - alto viol, small tenor viol) - несколько меньше альтовой (дл. Корпуса - 40-48 см, высота обечаек - 6-9 см), строй на тон ниже дискантовой виолы. Низкие В.: теноровая (малая басовая) виола - виола да гамба. Большая басовая виола [итал. - basso da (di) gamba, violone (?); франц. - grande basse de viole; англ. - bass viola; нем. - Grosse Gambe, в 17 в. Кlein-Bass (?)] - несколько больше виолончели (дл. Корпуса - 85-90 см, высота обечаек 15-17 см), строй кварто-терцовый или чисто квартовый от А1 или F1. Контрабасовая виола, виолоне [итал. - violone, archiviola, contrabasso de (di) viola; франц. - contrabasse de viole; англ. - double-bass viola; нем. - Gross-Bass, Кontrabass; в 17 в. Sub-Bass], - по размеру равна небольшому контрабасу (длина корпуса - 105-120 см, высота обечаек - 20-23 см), строй кварто-терцовый или квартовый от Е2. Большая басовая виола и контрабасовая виола возникли в конце 16 в.; они получили широкое применение в оркестре. Особой разновидностью В. были виолы с резонансовыми струнами: виоль d'амур, виола да бардоне или баритон, виола-бастарда. Резонансовые струны, располож. под грифом над верхней декой, своими обертонами придавали звучанию нежный, приятный оттенок. Эти инструменты, возникшие в процессе «борьбы» виол и скрипок, со временем также были вытеснены инструментами скрипичного семейства.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ВИ..

ВАЛЬС

ВАМБИ

ВАНЧА

ВАРЕЗ

ВАТЛО

ВЕБЕР

ВЕЙЛЬ

ВЕККИ

ВЕКОВ

ВЕЛИЧ

ВЕРДИ

ВЕЧЕЙ

ВИГАН

ВИДОР

ВИЕЛА

ВИЕРУ

ВИКАР

ВИНЧИ

ВИОЛА

ВИОРА

ВИРЕН

ВИТОЛ

ВИТРИ

ВОЖДЬ

ВОЙКУ

ВОЛЬФ

ВОЩАК

ВУНДТ

ВЫЗГО

ВЬЕРН

ВЮАТА

ГААГА

ГААЗЕ

ГАВАЛ

ГАВОТ

ГАЙДА

ГАЙДН

ГАЙТО

ГАЛЕН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>