ЗАКС (Sachs) Курт (29 VI 1881, Берлин - 5 II 1959, Нью-Йорк) - немецкий музыковед. Изучал историю искусств в Берлинском университете (по истории музыки занимался у О. Флейшера). В 1904 окончил университет, нек-рое время выступал как критик. С 1909 специализировался в области музыковедения, совершенствовал знания по истории музыки у Г. Кречмара и И. Вольфа. С 1919 заведовал Музеем муз. инструментов (гос. коллекцией), с 1920 профессор Высшей академии музыки и университета в Берлине. В 1933 был отстранён фаш. властями от всех занимаемых должностей. В 1933-37 жил и работал в Париже (читал лекции в Сорбонне), в 1937 поселился в США, где до 1957 был профессором Нью-Йоркского, а с 1953 адъюнкт-профессором Колумбийского университетов. З. - один из крупнейших и разносторонних нем. музыковедов. Осн. область науч. исследований З. - муз. инструментоведение и муз. этнография. Труды З. - «Словарь музыкальных инструментов» (1913), «Руководство по музыкальному инструментоведению» (1920) и «Музыкальная этнография Индии и Индонезии» (1915) - капитальные работы в этой области. З. разработал (совм. с Э. Хорнбостелем) науч. классификацию муз. инструментов, принятую в совр. инструментоведении. Среди др. фундамент. трудов З. «Всемирная история танца» (1933). Танец рассматривается З. не как вид и форма движения, а как особое проявление жизни и деятельности человека. Большую ценность представляют работы З. по истории антич. муз. культуры. Нек-рые из них изданы в пер. на рус. яз. (очерки о музыке Древнего Египта, Сирии, Палестины, Вавилонии и Ассирии, 1924, о музыкально-теоретических воззрениях и музыкальных инструментах древних греков, 1928, в кн.: «Музыкальная культура древнего мира», под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937). З. принадлежат мн. статьи, опубликованные в разл. муз. журн. и науч. сборниках.
Соч.: Musikgeschichte der Stadt Berlin bis zum Jahre 1800, В., 1908; Musik und Oper am kurbrandenburgischen Hof, В., 1910; Reallexikon der Musikinstrumente…, В., 1913, Hildesheim, 1962, N. Y., 1964; Systematik der Musikinstrumente, «Zeitschrift für Ethnologie», 1914, Bd XLVI, H. 4-5, S. 553-90 (совм. с Э. Хорнбостелем); Die Musikinstrumente Indiens und Indonesiens, В., 1915, B.-Lpz., 1923; Die Streichbogenfrage und kunstgeschichtliche Wege zur Musikwissenschaft, «AfMw», I, 1918; Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, Lpz., [1966]; Die Musikinstrumente des alten Дgyptens, В., 1921; Die Staatliche Musikinstrumenten-Sammlung, Führer durch die Sammlung, В., 1921; Die Musikinstrumente, Breslau, 1923; Die modernen Musikinstrumente, Breslau, 1923 (рус. пер. - Современные музыкальные инструменты, M., 1923); Musik des Altertums, Breslau, 1924; Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929; Vergleichende Musikwissenschaft in ihren Grundzügen, Lpz., 1930, Muslk der Fremdulturen, Hdlb., 1959; Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; The history of musical instruments, N. Y., 1940; The Rise of music in the ancient world, East and West, N. Y., 1943; The commonwealth of art, N. Y., 1946, L., 1955; Rhythm and tempo, N. Y., 1953.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЗА..

ДОГА

ДОЛИ

ДОЛЯ

ДОНТ

ДООЛ

ДООР

ДУДА

ДУМА

ДУНИ

ДУЭТ

ДХОЛ

ДЮКА

ДЮТШ

ЕЖЕК

ЕНКО

ЖИГА

ЖОРА

ЖРАУ

ЗАЙЦ

ЗАРЯ

ЗИКЕ

ЗИЧИ

ЗЛОВ

ЗОНА

ИБЕР

ИГИЛ

ИЗАЙ

ИЗАК

ИРМО

ИСИИ

ЙЁДЕ

КААЛ

КАИР

КАМУ

КАНТ

КАПЕ

КАПП

КАРС

КАТО

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>