ЗАРИНЬ, Зapиньш Карлис Карлович (р. 6 VII 1930, Рига) - сов. оперный певец (драм. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1972). В 1960 окончил Латв. консерваторию по классу А. Вилюманиса, в 1960-61 совершенствовался в консерватории в Софии (Болгария) у проф. И. Йосифова. С 1960 - солист Латв. театра оперы и балета. Среди партий: Вижут («Банюта» А. Калниня), Кангар («Огонь и ночь» Мединя), Григорий («Борис Годунов»), Хозе, Герман, Тангейзер; Зигмунд («Валькирия»), Рудольф («Богема»), Радамес, Манрико; Питер Граймс («Питер Граймс» Бриттена) и др. Выступает в концертах, в репертуаре теноровые партии в «Реквиеме» Верди, «Реквиеме» Моцарта, «Мессии» Генделя, оратории «Махагони» М. Зариня, а также в 9-й симфонии Бетховена и др. Я. Я. Витолинь.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЗАРИНЬ, Зариньш Маргер Оттович [р. 11 (24) V 1910, Яунпиебалга] - советский композитор. Нар. арт. СССР (1970). В 1929-33 учился в Латв. консерватории по классу композиции (Я. Витола), фп. (А. Даугула) и органа (П. Йозуус). В 1940-50 муз. руководитель Художеств. театра им. Я. Райниса (Рига); в 1951-52 и 1956-68 председатель правления CК Латвии; в 1962-68 секретарь правления CК СССР. Основное место в творчестве З. занимают произв. вок. и вок.-симфонич. жанров, а также оперы и музыка к драм, спектаклям. Значительной для творчества З. была работа над латыш, нар. песней. Хор. обр. нар. песен (преим. танцевальных и обрядовых) отличаются новизной и оригинальностью приёмов. В опере «Зелёная мельница» нар. песня служит средством создания реалистич. жанровых и социальных характеристик. «Опера на площади» - интересный опыт возрождения массовых представлений, возникших в первые годы после Октябрьской революции 1917. В ораториальном творчестве З. отражены острые темы современности («Валмиерские герои» - о Великой Отечеств. войне 1941-45, «Махагони», посв. борьбе народов Африки против колониального гнёта). Обращение к интонациям нар. и революционной песни соединяется у З. с поисками новых средств выразительности (гл. обр. в области ритмики и оркестрового колорита) и творческим преломлением некоторых элементов стиля барокко.
Соч.: оперы - Барин и музыкант (Кungs un spelmanitis, соч. 1939), К новому берегу (Uz jauno krastu, 1955, Рига; Респ. пр., 1957), Зелёная мельница (Zalas dzirnavas, 1958, там же), Опера нищих (Nabaguopera, 1965,там же), опера-балет - Чудо святого Мауриция (Sveta Mauricija brinum darbs, соч. 1967), Опера на площади (Opera uz lankuma, соч. 1970), доработка и редактирование оперы Я. Мединя «Земдеги» (1950); длясолистов.хор а и орк. - оратории Валмиерские герои (Valmieras Varoni, 1950; Гос. пр. СССР, 1951), Борьба с Чёртовым болотом (Сinа аr Velna purm, 1951), Махагони (1965), кантата Трубач из Талавы (Talavas tauretajs, 1937), Ода качелям (Oda supoluem, 1940, для вок. ансамбля и камерного орк.), Картины (Cleznas, 1959), детская сюита Незнайка в солнечном городе (Nezinitis Saules pilseta, 1962);для инструмента с орк. - Концерт для фп.(1937), Греческие вазы (Grieku vazes, программная сюита для фп., 1944; 2-я ред. 1960), Concerto innocente (для органа и камерного орк., 1969), Concerto triptihon (для органа, кам. орк. и 2 гитар, 1972); хоры - a cappella 12 латышских народных танцев и хороводов (1948), цикл Чудесные похождения Старого Тайзеля (Veca Taizela brioriskigie piedzivojumi, 1957-60), Вариации на партизанскую песню, и др.; для голоса с камерным орк. - Партита в стиле барокко (1963); Carmina antica на древнегреч. тексты (1964); для голоса с фп. - Советская женщина в борьбе за мир (Padomju sievietemiera cinitaja, 1951), Серебристый свет на стихи Я. Р. Райниса (Sudrabota gaiswa, 1952), 4 японские миниатюры (1963); музыка для театра и кино, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЗА..

ЕРЕВАН

ЖАДУЛЬ

ЖАКОБС

ЖГАНЕЦ

ЖДАНОВ

ЖЕНЕВА

ЖЕРБИН

ЖЕРДЕР

ЖИЛЯЕВ

ЖИРКОВ

ЖИСЛИН

ЖОЛИВЕ

ЖУРБИН

ЗАБЕЛА

ЗАГИБА

ЗАГРЕБ

ЗАДОРА

ЗАМАРА

ЗАНТЕН

ЗАТАКТ

ЗВЕРЕВ

ЗЕДНИК

ЗЕНФЛЬ

ЗЕФРИД

ЗЕХТЕР

ЗИЛОТИ

ЗИМРОК

ЗИРИНГ

ЗОБИАН

ЗОНТАГ

ЗОРИНА

ЗУБЦОВ

ЗУСМАН

ЗЫБЦЕВ

ЗЫКИНА

ИВАНОВ

ИЗАМОВ

ИЛЛИКА

ИЛЮХИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>